Ночевкина Ирина Ивановна
Воспитание у дошкольников патриотизма посредством краеведения
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры.
Однако в современном мире на фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям не знакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». Поэтому воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольном возрасте с уважительного отношения к близким людям - отцу, матери, а также к своему городу.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада.
В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Липецком, Липецкой областью.
Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляют сознание полезности дела и реальными результатами работы.
Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полеченных знаний на практике. Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным знаком общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своём родном крае, его лучших людях – профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одной из основных целей краеведения является ознакомление старших дошкольников с конкретными природными, историческими, культурными аспектами родного края.
Липецкая земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности старших дошкольников.
Задачи образовательной деятельности:
- развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
- развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на неё;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях;
- развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу;
- познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
В старшей группе по программе предполагается провести целевые прогулки в сентябре по территории детского сада по теме «Альпийская горка» (рассматривание альпийской горки, цветы и растения, сбор гербария).
В октябре по теме «Осень золотая» провести беседу «Наши деревья» (на территории детского сада и по дороге домой). Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень». Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Осенняя песня». Продуктивная деятельность «Люблю берёзку русскую». Д/ игры: «Найди пару», «С какого дерева листок?», «Найди дерево по описанию». Чтение: И. Соколов – Митков «Листопадничек», К. Ушинский «Спор деревьев», А. С. Пушкин «уж небо осенью дышало…». Сбор семян для подкормки птиц в зимнее время.
В ноябре по теме: «Мой город» проводится НОД «Мой город» и «Моя семья». Оформляется информационное поле «Мой Липецк». Символика Липецкого края (флаг, герб). Д /игры «Путешествие по городу», «Найди герб своего города». Беседы «Из истории Липецка», «Целебные свойства воды», «Неизведанное рядом» (по следам истории Липецкого курорта).
Дидактические упражнение «Узнай минеральную воду по вкусу», Игры – путешествия «Что было раньше, что сейчас». Просмотр слайдов (парки и скверы Липецка, фонтаны, памятники и др.). Выставка книг, открыток, иллюстраций, фотографий. Проводится беседы: «Моя фамилия», «Кто трудится в нашем городе?», «Где и кем работают родители». Рисование «Дом в котором я живу». Конструирование «Моя улица». Заучивание пословиц, поговорок о труде. Д / игры «Кому, что нужно для работы». Беседа «Вода в жизни человека».
В декабре по теме: «Скоро Новый год» проводится НОД «Знакомство детей с романовской игрушкой». Беседа «Народные промыслы Липецкого края». Дидактическая игра «Обведи и дорисуй силуэт», «Найди отличия и раскрась романушек». Кроссворд «Народные промыслы».
В январе по теме: «Зимний лес» проводится НОД «Зимний лес». Беседы «Леса Липецкого края», «Что мы знаем о птицах?». Д / игры «Кто, чем питается?». Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Изготовление поделок «Весёлый зоопарк»(оригами). Слушание голосов птиц в записи.
В феврале по теме: Наша армия родная» проводится НОД «Наша армия родная». Беседа «Мой папа солдат». Рассматривание семейных фотографий «Мой папа, дедушка – солдат». Д / игра «Военная профессия». Сюжетно – ролевая игра «Пограничники».
В марте по теме: «Мамин праздник» проводится НОД «Что за куколки такие». Беседа «Куклы бывают разные». Изготовление тряпичных кукол (кукла – полено, кукла – оберег, кукла Масленица, кукла «Нянюшка»). Создание мини – музея «Куклы наших бабушек».
В апреле по теме: «Одежда» проводится НОД «Как жили наши предки». Д / игры «Что носили в старину», «Чего не было в старину». Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением предметов русской одежды, быта. Чтение русских сказок. Пословицы, загадки, потешки. Д / игры «Разрезные картинки», «Сундучок загадок», «Сложи узор» и т. д.
В мае по теме «День Победы» проводится НОД «День Победы». Оформление информационного поля «Мой Липецк». Беседа «Мы помним героев Липецка». Улицы Липецка с названием героев Великой отечественной войны. Экскурсия к мемориальной доске «М. Неделин». Беседа «Бессмертный полк». Д/ игра «Ордена и медали».
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведётся с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребёнка. Дети совместно с родителями, бабушками, дедушками обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассматривают старые фотографии, слушают рассказы старших членов семьи. Всё это помогает глубже осознать исторические события и факты, почувствовать связь своей семьи с родной землёй.
Родители помогают в создании развевающей предметно – пространственной среды. Участвуют в организации фотовыставок, выставок прикладного творчества, тематических праздников, проектах. Родители – полноправные и активные участники всех мероприятий проводимых в группе и ДОУ.