Сания Трифонова
Творческий отчет «Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательного интереса у детей
дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»
Целью своей работы я наметила - создание условий для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательные способности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Публикация «Творческий отчет „Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
2. Формировать знания о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Формировать у детей правилабезопасного проведениянаблюдений и опытов.
4. Включать родителей в процесс развития познавательного интереса детей через наблюдения и опыты.
Предполагаемый результат:
1. Ребенок способен устанавливать связи между предметами и явлениями, делать обобщения, выводы, используя разные способы обследования предметов, включая опыты.
2. Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет качества, свойства.
3. Соблюдает правила безопасности при проведении опытов и наблюдений.
4. Родители активные участники, проводимых мероприятий.
Формы работы :
1. Организованная совместная деятельность воспитателя и детей (опыты, познавательные игры, беседы, наблюдения)
2. Самостоятельная деятельность детей в специально организованных условиях.
3. Организованная совместная деятельность родителя и ребенка.
4. Организованная совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.
5. Наблюдения на прогулке за объектами живойи неживой природы.
6. Познавательные игры.
Актуальность.
Экспериментальная деятельностьвызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитаниюу него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребенка к школе. И экспериментальная деятельность как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Таким образом, в дошкольном возрасте экспериментальная деятельность (опыты, наблюдения) являются ведущими, а в первые три года – практически единственными способами познания мира.
Методическая литература:
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов вдетском саду» А. И. Ивановой, где рассматриваются детское экспериментирование, как метод обучения; характеристика понятийного ряда: опыт, эксперимент, детское экспериментирование; связь экспериментирования с другими видами деятельности; соблюдение правил безопасности при детском экспериментировании.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровойв ней представлены практические материалы по экспериментальной деятельности дошкольников, система методической работы, диагностика уровня детей по экспериментированию, советы психолога, конспекты занятий.
«Перспективное планированиенаблюдений на прогулках в детском саду»О. Н. Гавриловой в ней представлен дифференцированный по возрастным группам тематический план наблюдений за изменениями, происходящими в природе в течение года, взаимосвязь живой и неживой природы. «Экологические проекты в детском саду» О. А. Масленниковой, А. А. Филиппенко.
«Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой, в ней представлены педагогические технологии исследовательской и экспериментальной деятельности детей среднего и старшего возраста, игры, конспекты занятий.
«Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ» составитель Н. В. Нищеева – это сборник занятий разных возрастных групп.
«Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Н. В. Веракса, О. Р. Галимов – методические рекомендации, занятия для разных возрастных групп.
Методические журналы: «Дошкольное воспитание», Детский сад», Обруч»
Совместными усилиями родителей и воспитателей группы оборудовали «Уголок экспериментирования», в нем размещены необходимое оборудование и материал для опытов; природный материал: песок, шишки, камни, различные крупы, мука;кусочки дерева; бросовый материал: пластиковые бутылочки, баночки, одноразовая посуда, кусочки ткани, различная бумага, коробочки от киндер- сюрпризов, гуашь. Подобрала и изготовила дидактические игры. Составила перспективные планы по опытам для детей младшего, среднего и старшего возраста». Наметила работу с родителями по данной теме (консультации, картотеки опытов,.)
На прогулке начиная с раннего возраста, провожу наблюдения за объектами и явлениями в живой и неживой природе. Что ощущаешь, когда обращаешь лицо к солнцу? Где тает снег быстрее на солнечной стороне или в тени? Почему некоторые предметы на улице холодные, а другие теплые? Зачем укрывать снегом деревья и кустарники?
В младшей группе мы проводили опыты с водой, снегом, льдом, песком, бумагой, глиной и тканью (апрель и май). Например, цикл опытов с водой по ознакомлению со свойствами и качествами воды: «Налей- вылей», «Прятки, найди киндер- игрушку», «Разноцветная водичка», «Заморозим», «Разогреем».
В этом возрасте я ставлю цель опыта, предлагаю детям план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия и делаю с ними вывод. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий, в выборе метода воздействия на объект с целью его преобразования. «Из чего лучше сделать кораблик?», «Можно ли спрятать игрушку в воде?»
Формированию познавательного интереса способствуют игры. В игре «Что светит на небе днем, а что ночью?» дети закрепляют знания о последовательности частей суток по объектам неживой природы. В течение дня обращаю внимание детей на виды деятельности, которыми они заняты и их связи с частями суток, отсюда произошла игра «Утро, вечер, день, ночь- сутки прочь!». «Что из чего сделано?»- набор предметных картинок из дерева, стекла, глины, резины. Дети определяют качества предметов, классифицируют по заданным признакам. В игре «Кому нужна вода?», «Где водичка?» дети уточняют представления о необходимости воды для всего живого, расширяют знания о местонахождении воды в природе и в быту. «Убери лишнее» - набор предметных картинок с объектами живой и неживой природы, в этой игре дети классифицируют по заданным признакам, закрепляют знания о живой и неживой природе. «Дождь или снег?», определение осадков в разное время года. Игра по типу «Чудесный мешочек», в емкости с песком спрятан предмет, развивает сенсорные
Родители по рекомендации проводили несложные опыты дома.
Консультация для родителей «Наблюдение в живой и неживой природе» позволяет организовать совместнуюэкспериментальную деятельность на прогулках. В консультации на тему «В большой мир маленькими шагами», «Игры с водой и песком» знакомлю с принципами построения общения с детьми в процессе исследовательской деятельности. Родителям предложилакартотеку опытов для экспериментальной деятельности дома, провела индивидуальную работу. Все это способствовало проявлению интересародителей и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности.
Для воспитателей младших групп подготовила консультацию «Планирование работы с детьми второй младшей группы по проведению опытов»
Для оценки эффективности системы работы было проведено педагогическое наблюдение.
По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» (устойчивость познавательного интереса) и «Маленький исследователь» (осознанность интереса) + метод наблюдения за детьми во время проведения опыта (активность интереса). Цель: выявить результаты по определению уровня сформированности познавательного интереса у младших дошкольников и сделать выводы об эффективности разработанной системы работы
Для определения уровня сформированности познавательного интереса у дошкольников использовались: экспериментальные ситуации, наблюдение.