Мария
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством УНТ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам УНТ
В современной отечественной педагогике наиболее точное определение понятию дал Б. З. Вульфов. «Толерантность - это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни». Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.
Публикация «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством УНТ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Д. Б. Эльконин отмечал особую ответственность дошкольного периода детства в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.
В Государственной концепции дошкольного воспитания мы можем найти следующие задачи: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
В последнее время в дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию. Так же внимание уделяется возрождению народных традиций. Народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев.
В качестве основных средств воспитания педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. Для воспитателя в данном случае главной задачей является донести до воспитанников традиции в доступной форме.
Огромную роль в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста играет фольклор. Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk - «народ» и lore - «мудрость», что означает народная мудрость. Впервые это слово ввел английский ученый У. Дж. Томс в 1846 году. Фольклор – вид культуры, носителем которой является каждый человек/
С самого рождения ребёнок оказывается во власти слова и музыки. С малых лет мамы и бабушки поют детям колыбельные, читают сказки и коротки пестушки, потешки. В устном народном творчестве как нигде отразились черты народного характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Для приобщения детей к культуре других народов можно использовать народные сказки.
Сегодня народная сказка — это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир. Такие рассказы помогают развить в сознании ребенка моральные ценности, дают ему понять, что такое доброта и какие поступки считаются плохими.
Кроме того, читая вместе с родителем, малыш тренирует речевые навыки, и подобное времяпрепровождение представителей двух поколений делает их еще ближе друг к другу. Но даже в том случае, когда ребенок не умеет говорить, картинки помогают ему проявлять эмоции при виде уже знакомого Колобка, курочки Рябы или жителей теремка. А сказочные истории, изложенные доступным языком, способствуют развитию внутреннего мира, ведь для маленьких детей это очень важно.
Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка.
Моральное воспитание, воспитание толерантных установок может осуществляться через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Таким образом становится понятно, что толерантное воспитание очень важно для гармоничного развития ребёнка. Воспитывать толерантность можно через разные виды деятельности и одним из эффективных методов, является знакомство ребёнка с устным народным творчеством разных народов мира, так как это вызывает у ребенка эмоциональную отзывчивость и с помощью ярких образов и простых для детей слов показывает пример того, что хоть все люди разные, ценности у нас одни, воспитывая тем самым уважение к другим людям.