елена чеботарева
Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности у детей дошкольников
в современном обществе
подготовила:
воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района
Чеботарева Е. Н. 1Квалификационной категории
Санкт Петербург
2016
Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе» размещена в разделах
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность в начале 21 века. Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Толерантность как основа новой социальной идеологии, включает такие понятия, как личность, семья, гражданственность (активная жизненная позиция, общество.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО.
Понятие толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разносторонние значения, это понятие наполняется новыми смыслами в соответствии с действительностью, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых (адекватных) средств преодоления, необходимые для общего выживания и развития:
• этика и стратегия ненасилия;
• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т. д.
Россия — многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Главная задача государства и общества по отношению к детям –обеспечить оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т. е. защищать права каждого ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям.
Поэтому задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы:
— детская непосредственность;
— ограниченный жизненный опыт;
— отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
— детская бестактность и т. д.
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением (исследователи Волков Г. Н., Парамонова Л. Л.).
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Многие психологи (Р. С. Немов, А. В. Петровский, В. С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка, показывать ценность толерантных межличностных отношений. Детский сад как социальный институт должен способствовать такому воспитанию детей. Процесс воспитания осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих их близких людях (в детском саду, семье, помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребенку разобраться в его собственных чувствах и переживаниях, побуждает рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку. Важно, чтобы этот процесс протекал на ярком эмоциональном фоне. Воспитатель стремится вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик на выполнение правильного действия, эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих. Полученные позитивные впечатления являются стимулом для самостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей.
Основные принципы:
1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Принципы содержания работы:
Комплексно- тематический подход к планированию.
Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.
Интеграция образовательных областей.
Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
Построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Формы воспитания толерантности :
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Методические приё мы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения : «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении : «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми:
• Беседы
• Проекты
• Конструирование
• Видеопрезентации
• Экскурсии
• Целевые прогулки
• Фольклорные и тематические праздники
• Театрализованные представления
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
• Анкетирование
• Совместные праздники
• Круглые столы
• Конкурс «Моя родословная»
• Конкурсы совместных рисунков
• Выставки
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
В результате системной педагогической работы у детей стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов. Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми этого возраста является стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно – прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности. Организация работы с детьми в старшем возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.
Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Это необходимо, потому как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам.
Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск каждым ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, решает задачи социально – нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учиться понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.
Целенаправленная работа по формированию толерантности в условиях современного дошкольного образовательного учреждения может достичь следующие результаты:
Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.
Ребёнок учится общаться с разными людьми.
Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха, так и неудач.
Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.
У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения.
Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью – он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят – он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно – он учится находить любовь в этом мире.
На сегодняшний день можно говорить о том, что толерантность является личностно – профессиональным качеством педагога, которое определяется гуманитарным характером его профессиональной деятельности.
Исправлять ошибки взрослых не так – то просто, целесообразнее их не делать.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М. ,1998.
2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
3. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
4. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
5. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
6. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность : объединения и усилия. // Семья и школа. 2001 №№11-12
7. Сенько Т. В. Изучение межличностного взаимодействия ребё нка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. Л., 1991.
8. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9