Получи документы

Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать

Коршикова Светлана Григорьевна
Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание самостоятельности – это задача № 1 для родителей: беспомощный кроха к 18 годам должен обрести способность полностью заботиться о себе! Работа эта очень тонкая и деликатная. Наберитесь терпения, и тогда вам не придется постоянно тревожиться и переживать!

Публикация «Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать» размещена в разделах

Формирование самостоятельности. Привыкая удовлетворять все потребности малыша в первые месяцы его жизни, мамы часто с опозданием осознают, что ребёнок уже способен сделать что-то сам – например, развлечь себя. Он может просто смотреть на висящую карусельку с игрушками, а может махнуть руками и/или ногами, чтобы задеть её. Она закачается и «споёт» песенку. А можно ведь похныкать, тогда мама подойдёт и потеребит погремушки или на ручки возьмёт.

Давать возможность учиться занимать себя. До года ребенок активно развивается, и заботливая мама помогает ему в этом – показывает разные предметы, поёт песенки, вовлекает в игры и упражнения для развития крупной и мелкой моторики. Это замечательно, но нельзя забывать, что малышу даже в этом нежном возрасте надо побыть хоть немного «режиссером» своей жизни!

Если ребёнок заскучал и зовет вас, задержитесь немного! Дайте ему возможность проявить себя. Самостоятельность начинается с умения себя занять. Сначала на пару минут, потом на 10, а потом на полчаса и больше. Позволяйте ребенку познавать мир не только с вашей помощью, но и самостоятельно!

Предлагайте чаду разные занятия и наблюдайте – чем он дольше будет заниматься: рвать бумагу, надевать колечки на пирамидку, стучать ложкой по столику или ставить кубики один на другой? Например, малыш шуршал бумагой, мял и рвал её три минуты, а пирамидку пытался собрать минуту, потом бросил это занятие и пополз к маме. В следующий раз снова дайте ему исследовать бумагу и не вмешивайтесь в игру. Поищите ещё занятия и объекты, которые будут удерживать внимание и интерес ребёнка немного дольше, чем другие.

Развивать навыки самообслуживания. К году малыш может сам, например, попить из бутылочки, вылезти из кроватки, достать игрушку, но мамы или другие родственники не желают этого замечать и продолжают активно помогать ему. Есть случаи, когда мамы и бабушки до школы норовят кормить ребенка из ложки!

Мамы малышей часто выступают в роли скорой помощи: не успел ребенок что-то уронить на пол, мама бросается поднимать, развязался шнурок – спешит исправить ситуацию. Для воспитания самостоятельности необходимо давать ребё нку возможность отслеживать причинно-следственную связь: уронил – надо поднять, пролил – надо вытереть.

Живите под девизом, предложенном супругами Никитиными: «Всё, что ребёнок может делать сам, он должен делать сам!».

В полтора года собирать игрушки нужно вместе с ребёнком, и по мере взросления чада его роль в этом процессе должна постепенно увеличиваться, а роль взрослых – уменьшаться. Когда родители вовлекают малыша в уборку игрушек достаточно рано, то года в 3-4 года он уже воспринимает это как данность, потому что не помнит времени, когда было по-другому. А вот если ему только в 3-4 года сказать, что пора убирать игрушки самому или даже пока с мамой, то он, конечно, будет протестовать: «С чего это вдруг? Почему игрушки должен собирать я?».

Как можно чаще задавайте себе вопрос: «А что ещё мой ребёнок может сделать сам?».

Научить одеваться и раздеваться – это очень важный элемент развития самостоятельности. Здесь сама природа поможет: при наступлении известного «кризиса трёх лет» у ребёнка появляется замечательное стремление – «Я сам!». К трём годам дети уже достаточно развиты для того, чтобы освоить надевание всех предметов одежды и застёгивание всех застёжек. Главное – дать им на это время, так как мы же всё время спешим!

Ставьте будильник на полчаса раньше – эти 30 минут буквально через полгода дадут вам самостоятельно одевающегося и раздевающегося ребёнка. К тому же, в садике, собираясь на прогулку, он как следует и шапку наденет, и все пуговицы застегнёт, и обувь зашнурует, пока воспитательница будет в спешке одевать тех, кто сам не умеет.

Минимизировать запреты. Как только кроха начинает действовать, на него тут же обрушиваются родительские запреты: «Поставь на место!», «Не разбей!», «Не трогай!». И по мере того, как возможности ребенка увеличиваются, растет число запретов: «Не ходи туда, стой, отдай, положи».

Говорите «нет» в 7 раз реже, чем «да». Запрет должен быть, когда действия ребёнка угрожают его жизни и здоровью. Запрещая, обязательно давайте аргументацию – так вы научите ребенка думать.

Ребенок не может развивать самостоятельность под неусыпным контролем и постоянным давлением взрослых! В таких условиях пропадает тяга к познанию мира и желание что-либо делать.

Воспитание самостоятельности требует много времени, терпения, усилий от родителей и ребенка, но позвольте своему чаду пройти этот путь, сказать: «Я могу!», ощутить тот самый сладкий вкус победы, почувствует свою самоценность как можно раньше!

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста о крылатом выражении «Начинать с азов» Выражение начинать с азов означает начинать с самого начала, с самого простого. В этом кроется глубокий смысл! Представьте, что вы хотите.

Консультация для родителей «Когда начинать детей учить рисовать?» Приступить с ребёнком, рисовать можно уже с 2-3 х. лет, в этом возрасте ваш ребёнок, несомненно, уже созрел, и готов к рисованию, по созданию.

Консультация для родителей «Когда начинать привлекать ребёнка к домашним делам» Консультация для родителей Когда начинать привлекать ребёнка к домашним делам? «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,.

Консультация для родителей «В каком возрасте идти в первый класс?»Консультация для родителей «В каком возрасте идти в первый класс?» Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами мнением психологов о том, в каком возрасте.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать
Опубликовано: 4 августа 2024 в 13:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать» (включая файлы) размещена пользователем Коршикова Светлана Григорьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД