Коршикова Светлана Григорьевна
Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание самостоятельности – это задача № 1 для родителей: беспомощный кроха к 18 годам должен обрести способность полностью заботиться о себе! Работа эта очень тонкая и деликатная. Наберитесь терпения, и тогда вам не придется постоянно тревожиться и переживать!
Публикация «Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать» размещена в разделах
Формирование самостоятельности. Привыкая удовлетворять все потребности малыша в первые месяцы его жизни, мамы часто с опозданием осознают, что ребёнок уже способен сделать что-то сам – например, развлечь себя. Он может просто смотреть на висящую карусельку с игрушками, а может махнуть руками и/или ногами, чтобы задеть её. Она закачается и «споёт» песенку. А можно ведь похныкать, тогда мама подойдёт и потеребит погремушки или на ручки возьмёт.
Давать возможность учиться занимать себя. До года ребенок активно развивается, и заботливая мама помогает ему в этом – показывает разные предметы, поёт песенки, вовлекает в игры и упражнения для развития крупной и мелкой моторики. Это замечательно, но нельзя забывать, что малышу даже в этом нежном возрасте надо побыть хоть немного «режиссером» своей жизни!
Если ребёнок заскучал и зовет вас, задержитесь немного! Дайте ему возможность проявить себя. Самостоятельность начинается с умения себя занять. Сначала на пару минут, потом на 10, а потом на полчаса и больше. Позволяйте ребенку познавать мир не только с вашей помощью, но и самостоятельно!
Предлагайте чаду разные занятия и наблюдайте – чем он дольше будет заниматься: рвать бумагу, надевать колечки на пирамидку, стучать ложкой по столику или ставить кубики один на другой? Например, малыш шуршал бумагой, мял и рвал её три минуты, а пирамидку пытался собрать минуту, потом бросил это занятие и пополз к маме. В следующий раз снова дайте ему исследовать бумагу и не вмешивайтесь в игру. Поищите ещё занятия и объекты, которые будут удерживать внимание и интерес ребёнка немного дольше, чем другие.
Развивать навыки самообслуживания. К году малыш может сам, например, попить из бутылочки, вылезти из кроватки, достать игрушку, но мамы или другие родственники не желают этого замечать и продолжают активно помогать ему. Есть случаи, когда мамы и бабушки до школы норовят кормить ребенка из ложки!
Мамы малышей часто выступают в роли скорой помощи: не успел ребенок что-то уронить на пол, мама бросается поднимать, развязался шнурок – спешит исправить ситуацию. Для воспитания самостоятельности необходимо давать ребё нку возможность отслеживать причинно-следственную связь: уронил – надо поднять, пролил – надо вытереть.
Живите под девизом, предложенном супругами Никитиными: «Всё, что ребёнок может делать сам, он должен делать сам!».
В полтора года собирать игрушки нужно вместе с ребёнком, и по мере взросления чада его роль в этом процессе должна постепенно увеличиваться, а роль взрослых – уменьшаться. Когда родители вовлекают малыша в уборку игрушек достаточно рано, то года в 3-4 года он уже воспринимает это как данность, потому что не помнит времени, когда было по-другому. А вот если ему только в 3-4 года сказать, что пора убирать игрушки самому или даже пока с мамой, то он, конечно, будет протестовать: «С чего это вдруг? Почему игрушки должен собирать я?».
Как можно чаще задавайте себе вопрос: «А что ещё мой ребёнок может сделать сам?».
Научить одеваться и раздеваться – это очень важный элемент развития самостоятельности. Здесь сама природа поможет: при наступлении известного «кризиса трёх лет» у ребёнка появляется замечательное стремление – «Я сам!». К трём годам дети уже достаточно развиты для того, чтобы освоить надевание всех предметов одежды и застёгивание всех застёжек. Главное – дать им на это время, так как мы же всё время спешим!
Ставьте будильник на полчаса раньше – эти 30 минут буквально через полгода дадут вам самостоятельно одевающегося и раздевающегося ребёнка. К тому же, в садике, собираясь на прогулку, он как следует и шапку наденет, и все пуговицы застегнёт, и обувь зашнурует, пока воспитательница будет в спешке одевать тех, кто сам не умеет.
Минимизировать запреты. Как только кроха начинает действовать, на него тут же обрушиваются родительские запреты: «Поставь на место!», «Не разбей!», «Не трогай!». И по мере того, как возможности ребенка увеличиваются, растет число запретов: «Не ходи туда, стой, отдай, положи».
Говорите «нет» в 7 раз реже, чем «да». Запрет должен быть, когда действия ребёнка угрожают его жизни и здоровью. Запрещая, обязательно давайте аргументацию – так вы научите ребенка думать.
Ребенок не может развивать самостоятельность под неусыпным контролем и постоянным давлением взрослых! В таких условиях пропадает тяга к познанию мира и желание что-либо делать.
Воспитание самостоятельности требует много времени, терпения, усилий от родителей и ребенка, но позвольте своему чаду пройти этот путь, сказать: «Я могу!», ощутить тот самый сладкий вкус победы, почувствует свою самоценность как можно раньше!