Ушакова Анна Сергеевна
Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальной реальностью
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач дошкольной образовательной организации является содействие самостоятельности у детей дошкольного возраста по мере их ознакомления с социальной реальностью.
Необходимыми составляющими самостоятельности человека являются умение реагировать на критику, умение ее принимать, ответственность, дисциплина. Самостоятельность позволяет строить по-настоящему гуманные отношения с другими людьми, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи.
Самостоятельность развивается с раннего детства на основе закрепляющихся простейших навыков и привычек.
Публикация «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальной реальностью» размещена в разделах
Самостоятельность - это действие, которое человек совершает самостоятельно, без подсказки и помощи других, независимость от чужого мнения, свобода выражать свои чувства, творчество, умение управлять собой, своим временем и жизнью, умение ставить перед собой задачи, ответственное, проактивное поведение.
Истоки самостоятельности берут начало в раннем дошкольном возрасте, на стыке первого и второго лет жизни ребенка. Одним из показателей является эффективность его действий.
Самостоятельная занятость развивается в основных видах деятельности, свойственных дошкольникам : в виде познавательной и игровой деятельности, коммуникативной деятельности, элементарной трудовой деятельности. Задача взрослых - помочь ребенку в этом нелегком деле.
В конце раннего возраста ребенок стремится к самостоятельности, что означает одновременное отделение ребенка от матери. Необходимо правильно направлять действия детей : ребенку необходима самостоятельность в самообслуживании, чтобы научить действиям, необходимым при одевании, умывании и приеме пищи. Необходимо установить простые и понятные нормы жизни в группе, которые обеспечат безопасность и защиту ребенка и укажут пути разрешения конфликтов.
Постепенное усложнение требований, перевод дошкольника на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самодостаточности.
Можно выделить следующие формы развития самостоятельности :
- первый этап - когда ребенок действует в привычных для него условиях, в которых сформировались основные привычки, без напоминаний, мотивации и помощи со стороны взрослого (он сам убирает игрушку, моет руки; говорит "спасибо").;
- второй этап - ребенок самостоятельно использует привычные способы действий в новых, необычных ситуациях;
- на третьем этапе усвоенное правило обобщается и становится критерием определения поведения ребенка в любых условиях.
Наиболее эффективными являются следующие способы воспитания самостоятельности : правильный распорядок дня, фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, дружеская атмосфера в группе, выработка правил с детьми, различные занятия: игра с игрушками, лепка, рисование, просмотр книг, через полтора года - ролевые (сюжетные) игры и т. д.
Способность сознательно подчинять свои действия определенному мотиву, умение управлять своими эмоциями, поведением и действиями, находить доступные средства, контролировать свою деятельность, оценивать свои мысли и действия, размышлять - формируется в старшем дошкольном возрасте.
Педагогу дошкольного образования важно создать условия, которые помогут дошкольникам преодолевать трудности, не отказываясь от намеченной цели.
В процессе самостоятельной работы ребенок проявляет качества: инициативу, целеустремленность, любознательность в игре, в работе, в познании, в общении. У детей 6-7 лет самостоятельность проявляется в планировании и развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно решать сложную задачу, в умении оценивать работу и поведение других людей, в организованности.
Особенность работы дошкольников заключается в том, что она тесно связана с игрой, у них есть общий источник - потребность активно участвовать в жизни взрослых и стремление к самостоятельности.
Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение его компонентов. Во-вторых, это усложнение приводит к развитию новых видов и форм труда. Дети старшего дошкольного возраста берутся за работу на основе сформированных представлений и ставят перед собой трудовую цель.
Формирование навыков коллективного планирования способствует стремлению дошкольников к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и навыков, необходимых для выполнения самостоятельного плана, и повышению чувства ответственности. Следующая форма - инструкция - характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, ее значение, конечный результат и способ ее достижения. Ребенок дошкольного возраста сам выбирает условия, средства и способы достижения результата, организует и контролирует процесс труда.
Самый высокий уровень самостоятельности дети дошкольного возраста проявляют в работе по собственной инициативе. Ребенок должен уметь проявлять себя в различных видах деятельности. Задача педагога - способствовать созданию условий для формирования самостоятельности в детском коллективе. И это требует образовательной поддержки, которая исходит из самой жизни и социального общения форм, моделей и способов самоопределения.
Педагогическая поддержка характеризуется как метод и форма воспитания, образовательная технология, позиция педагога, как свободное общение, как товарищество между взрослыми и детьми, как внутренний настрой.
Педагогический смысл поддержки более адекватно отражен в двух подходах к ее определению — широком и узком. Широкое толкование предполагает создание благоприятной среды, безопасной среды, необходимой для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Узкое значение имеет помощь педагога в решении проблем, связанных с общением, здоровьем и самоопределением.
Педагогическая помощь трактуется как определенная система средств, обеспечивающих самореализацию детей в различных видах деятельности.
Важнейшей формой организации педагогической поддержки дошкольника является создание необходимых условий для его встречи со знакомым и в то же время незнакомым, незаметным, не имеющим смысла объектами среды, которая окружает его с рождения. Чтобы эта встреча оставила след в душе ребенка, стала «кирпичиком» его духовного самообразования, она должна стать настоящим событием. Психологическая поддержка - позволяет сосредоточиться на достижениях ребенка, повышает его самооценку, позволяет почувствовать себя творцом, вселяет уверенность в собственных силах.