Елена Калашникова
Роль дидактических и коммуникативных игр в воспитании правовой культуры детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Это все знают, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место.
Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако, Декларация прав ребенка утверждает: «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права».
Специальные исследования установили, что для развития личности дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований возраста (целенаправленная деятельность, произвольность, воображение) особое место принадлежит игре.
Публикация «Роль дидактических и коммуникативных игр в воспитании правовой культуры детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Д. Б. Эльконин установил, что в сфере межличностных отношений особенно благоприятна сюжетная игра, так как основным содержанием таких игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Именно в сюжетной игре, где все условно, проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.
Знание и понимание права ребенка на игру позволяют осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий всех участников образовательного процесса.
Знакомя детей с содержанием статьи 7 Декларации (каждый ребенок имеет право на имя, мы провели словесные дидактические игры:
- «Назови меня ласково»
- «Назови все мои имена»
- «Назови самое длинное (короткое) имя»
- «Назови имя, начинающееся со звука А (О,В)»
- «Угадай, чей голосок»
- «Произнеси имя тихо (громко)/ нараспев (по слогам)»
- «Найди пару»;
Настольные игры:
- «Составь имя»
- «Как растет твое имя» (с использованием фото от младенца до взрослого человека)
Подвижные игры:
- «Я знаю пять имен девочек (мальчиков)»
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья», «Школа», «Цирк», «Детский сад».
Использовали в работе и игровые упражнения:
«Изготовь именной значок», «Вензель», «Моя визитка»,
«Обратись по имени»:
1) Катя, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? А что ответит тебе Витя?
2) У Маши в руках кукла. Свете очень хочется поиграть с ней. Света, обратись к Маше, попроси куклу. Как ты обратишься? А как ответит Маша?
«Раздаем имена» (придумать имена-характеристики и записать на бумаге, свернуть рулончиком, а затем вытащить и определить, кому какое имя подойдет).
Знакомя детей с правом на охрану здоровья и медицинское обслуживание (статья 24) мы провели такие игры:
• «Незаконченные предложения»
-Я буду здоров, если буду (делать зарядку, правильно питаться, закаляться, заниматься спортом, греться на солнце, часто гулять, дышать чистым воздухом)
• Игра-импровизация «Вызов врача» (алгоритм): Адрес-Ф. И. -Возраст-Жалобы.
• Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Скорая помощь», «Письмо больному другу»
• Дидактические игры: «Чей инструмент», «Кому что нужно для работы»
• Игра-драматизация «Научи Аленку» (навыки личной гигиены)
• Игры-шутки «На что жалуетесь», «Расскажите, что болит»
Знакомя детей с правом на отдых проводили следующие игры:
• Игры-путешествия по своей и другим странам;
• Игры-викторины по музеям и выставкам;
• Игры-упражнения на восприятие произведений живописи, музыки, литературы;
• Сюжетно-ролевые игры «Поход», «Семья».