Елена Маюрова
Влияние научно-технического прогресса на речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Е. А. Маюрова
учитель-логопед
1 квалификационной категории
г. Арзамас,МБДОУ д/с№52
ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматриваются современные причины проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста, в частности общего недоразвития речи.
Публикация «Влияние научно-технического прогресса на речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: речь, речевое развитие, технический прогресс, дети дошкольного возраста.
За последние 100 лет темп жизни значительно ускорился. Это оказало огромное влияние на речевое развитие людей. Ускорился и темп речи. Слова стали короче, речь менее выразительна.
Проведём краткий экскурс в историю речевого развития. Мы не будем углубляться в древние века, а рассмотрим историю с момента дотелевизионной эпохи.
В то время единственным древом познания окружающего мира для маленького, не умеющего читать ребёнка, была бабушкина сказка и колыбельная песня. Ребёнок с молоком матери впитывал певучесть, неторопливость, яркость, образность русской речи. Сказка не читалась, как сейчас, а сказывалась. При этом передавалась метафоричность русской речи. Дети, уже в раннем детстве, могли определить скрытый смысл сказки. Из-за отсутствия изобилия игрушек, родители старались как-то развлекать детей. Например, покатать ребёнка на «лошадке» (на ноге, при этом щёлкая языком. Подражая цокоту копыт, ребёнок, со временем произносил то же самое. Это упражнение подготавливало язычок к произношению всех шипящих и сонорных звуков.
Вертушки, флюгеры, машинки, сделанные из подручного материала, должны были как-то озвучиваться (ж-ж-ж, с-с-с, ф-ф-ф, что способствовало развитию сильной воздушной струи, необходимой для правильного звукопроизношения. Когда мама пела ребёнку колыбельную песенку или прибаутку, например:
Люли, люли люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье,
Спи-ка на здоровье.
Ребёнок усваивал и без проблем произносил звуки [Л], [ЛЬ].
Сейчас и у взрослых людей проблема с произношением этих, казалось бы, простых звуков. Причём у людей от 20 до 40 лет, у наших мам и бабушек таких проблем нет.
С появлением телевидения, люди стали меньше читать, но стали больше смотреть телевизор, слушать радио. Но и это ещё не оказывало отрицательного воздействия на речь людей. До 90-х годов прошлого века средства массовой информации были эталоном правильного русского языка. С 90-х годов на телевидение стали проникать далеко не литературные выражения, речь людей заметно исказилась. После падения железного занавеса в Россию хлынула низкопробная западная культура. Народ стал забывать родную речь. В обиход взрослых и детей вошли иностранные слова и выражения. На экран проникли бессмысленные песни, жестокие фильмы и мультфильмы.
Но с другой стороны, возможность свободного общения с западом, значительно ускорило технический прогресс. Появилось множество бытовой техники, одежды, игрушек (которые не нужно озвучивать, которое принесло с собой новые слова: тостер, блендер, плеер, топы, бриджи, капри и т. д. и, конечно же, компьютер.
Компьютер - это сложнейший механизм, имеющий практически неограниченный объем памяти. Человек общается с компьютером посредством команд, чётких и кратких, как щелчок мыши. Так как компьютер проник во все сферы деятельности человека и, практически в каждый дом, люди освоили компьютерный язык и стали общаться на нём даже между собой. Отпала необходимость изъясняться русским литературным языком. Исчезли из речи метафоры, эпитеты, крылатые выражения. Дети перестали понимать скрытый смысл сказок, т. е. воспринимают всё буквально.
Речь людей стала бедной. Словарь принял обиходно-бытовой характер. Всё чаще детям ставим логопедическое заключение «общее недоразвитие речи». И основная причина - низкая речевая культура людей.
Количество детей с речевой патологией с каждым годом растёт. Современный ритм жизни заставляет людей больше работать, меньше уделяя внимания семье. Страдают при этом дети. С одной стороны, мама делает карьеру, отдавая время и силы работе. Казалось бы, для материального блага детей, а с другой стороны, она крадёт у ребёнка бесценные минуты общения, так необходимые в дошкольном детстве.
Нам, педагогам, просто необходимо знакомить детей с историей родного края. Беседовать о знаменитых людях, памятниках культуры, достопримечательностях малой родины. Стараться как-то очень аккуратно призывать родителей остановиться, уделять больше внимания своим детям, чаще читать им русскую классику, покупать диски с русскими мультфильмами, игры, имеющие смысл и содержание, не провоцирующие жестокость.
Технический прогресс дал возможность людям развиваться. Но, хочется верить, что компьютерный разум не заменит живое человеческое общение. Наши дети не разучатся говорить на русском языке, не забудут родной язык. В заключении хочется привести слова великого русского классика Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи».
Литература:
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб. : СОЮЗ. — 1999. — 160 с.