Ирина Бузина
«Воспитание нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки»
Всех людей Земли беспокоят сегодня две проблемы, от решения которых зависит судьба планеты: сохранение мира и природы.
Находясь на пороге третьего тысячелетия, мы испытываем чувство острой тревоги за настоящее и будущее как собственное, так и своих детей, внуков. Природа, подарившая нам когда-то жизнь, сегодня в страшных муках погибает сама, готовя и нам в недалеком будущем, если мы не примем мер, такой же финал.
Публикация «„Воспитание нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Эту актуальную проблему я решаю через нравственно-эстетическое воспитание детей средствами музыки.
Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также склонности, способности, развивается эстетический вкус.
Я осознаю, как важно развивать нравственно-эстетическое от-ношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим я, как педагог, помогаю детям эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигать его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки.
Наблюдения показывают, что старшие дошкольники способны воспринимать, чувствовать красивое в окружающем. Это проявляется в особом интересе к явлениям природы, животным, в способности устанавливать связи между восприятием природных явлений и их отображением в искусстве.
Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников, ставит перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать экологическое сознание и культуру у детей средствами музыки;
2. Формировать основы экологической культуры, используя русский народный фольклор;
3. Воспитание патриотических чувств через восприятие музыки;
4. Воспитывать заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения с окружающим миром.
Прежде всего у детей развиваю способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц, человеческие переживания, красоту и гармонию окружающего мира.
Знакомлю детей со средствами музыкальной выразительности : темпом, динамикой, ритмом, регистрами. Мои воспитанники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения.
Развиваю у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке.
Планируя занятия по музыкальному воспитанию, я использую в своей работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развиваю способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
После исполнения песни «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. К. Авдиенко) дети подготовительной к школе группы попытались с помощью детских музыкальных инструментов передать настроение, которое возникло у них под влиянием исполнения песни. Плавно водя рукой по мембране бубна, они имитировали шуршание листьев, падающих на дорожки парка. Более активными движениями они изображали шум ветра. Некоторые дети попытались изобразить на металлофоне скучный осенний дождик, повторяя один и тот же придуманный ими несложный ритмический рисунок.
Известно, что восприятие инструментальной музыки, где отсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому я использую прием включения художественного текста, соответствующего содержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкального образа. Например, перед исполнением пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка» я читаю строчки из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Текст в этом случае помогает детям представить яркую картину весны, услышать беззаботное пение жаворонка. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальные впечатления, свое отношение к музыкальным обазам в рисунках. Они рисуют море, маленького жаворонка или других полюбившихся им персонажей.
В своих музыкальных занятиях предлагаю детям неожиданную, поисковую ситуацию, когда необходимо самим подобрать выразительные движения, характерные для того или иного персонажа, инсценировать со-держание знакомой песни.
В песенных импровизациях учу детей передавать настроение, созвучное образам природы : грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной.
Планируя самостоятельную художественную деятельность детей, я учитываю полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряю их к исполнению знакомых песен, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детских музыкальных инструментах, организация «концертов» в музыкальных уголках групп.
Большую роль в воспитании у детей эстетического отношения к природе играют комплексные и интегрированные занятия, которые дают представление о том, как один и тот же образ может быть выражен сред-ствами разных видов искусства. Организуя комплексные и интегрированные занятия, я создаю эмоциональную атмосферу, побуждающую детей к самостоятельной творческой деятельности, развивающей их художественные способности.
Например, задачи интегрированного занятия на тему «Наши звонкоголосые друзья» были следующие: вызвать интерес и доброжела-тельное отношение детей к птицам, учить их воспринимать образы птиц в музыке, литературе, изобразительной деятельности, учить детей различать ритм как одно из средств выразительности, свойственных разным видам искусства.
На занятиях я побуждаю детей к высказываниям о том, каких птиц они знают и почему птиц называют друзьями, какие рассказы и стихи о птицах им известны. Детям загадываю литературные и музыкальные загадки, в которых они узнают разных птиц — кукушку, воробья, синицу. Дети исполняют знакомую им песню «Строим дом» (муз. Д. Кабалевского) передавая ритм припева постукиванием кубиками, деревянными палочками, рисуют птиц, располагая их на ветках деревьев, на снегу, на проводах. В конце занятия предлагаю игру «Скворцы».