Екатерина Алчинова
Круглый стол «Роль игры в воспитании положительного отношения к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
Задачи:
Рассмотрение разных подходов к понятиям «подготовка к школе через игру».
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Круглый стол для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как подготовить ребенка к школе используя игровую деятельность и художественную литературу.
Подготовить ребенка к школе — это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. (слайд 2)
Дискуссионная часть
1. Ведущий: Предлагаем обсудить вопрос «Чем определяется успешность подготовки ребенка к школе?»
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько учитываются своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. (слайд 3,слайд 4)
2. Ведущий: Предлагаем обсудить вопрос «Что необходимо сделать, чтобы знания детей о школе переросли в творческую игру?»
(слайд 5,6)
В результате такой работы расширяется и углубляется содержание игр дошкольников, у них появляются новые игровые замыслы.
Методы и приемы, применяемые для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им (причем рассказывать в соответствии с темой проведенной экскурсии должны как воспитатели, так и родители)
Какие же линии отношений отражают дети в играх в школу? Много внимания уделяется отношению учителя к ученикам (он строгий, знающий, требовательный, но к ученикам внимательный и добрый, отношению учеников к учителю (они выполняют все его требования, относятся к нему с уважением и любовью, обращаются с различными вопросами, отношению родителей к учителю и ученикам (интересуются успехами своего ребенка, советуются с учителем, предъявляют определенные требования к поведению своих детей).(слайд 7)
(слайд 7)
3. Ведущий: Предлагаем обсудить вопрос «Важность детских игр в вопросе подготовки ребенка к школе?»
В играх в школу большое воспитательное значение имеет стремление ребят подражать любимым героям, желание быть похожими на них. Подражая школьникам, дети эмоционально воспринимают и действенно овладевают нормами поведения, которые лежат в основе взаимоотношений ученика с учителем, учеников между собой. Нормы поведения, обязательные в игре и диктуемые ролью, проявляются и в других видах деятельности (занятия, труд).
Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща. Даже самые застенчивые и робкие на «уроке» чувствуют себя свободней, с удовольствием отвечают на вопросы, быстро входят в образ ученика, добросовестно выполняют все требования «учителя». В играх на школьные темы проявляются творческие способности и художественные интересы ребят. Они самостоятельно выбирают темы для рисования и лепки, подбирают песни и пляски для «уроков», обдумывают содержание «уроков».
В игре дети не только воспроизводят отдельные действия школьников, учителя, но, что особенно важно, изображают деятельность взрослого и детей, их взаимоотношения во всем разнообразии. Таким образом, для ребят становятся важными не только действия сами по себе, но и взаимоотношения людей в процессе действий, моральная сторона поступков. (слайд 8, 9)
Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой, и потому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге. (слайд 10)
4. Ведущий: Предлагаем обсудить вопрос «Какое место занимает книга в вопросе подготовки ребенка к школе? Как можно использовать книгу в воспитании и развитии детей.»
Большое значение для пробуждения у ребят интереса к содержанию книг, развития у них умения беседовать по прочитанной книге, пересказывать художественные произведения имеют игры-«путешествия». В первых «путешествиях» «экскурсоводом» должен быть педагог и родитель. Показав детям книгу, он рассказывает им о том, где побывал, что увидел и узнал нового, когда читал ее. В дальнейшем «экскурсоводами» становятся дети. В своих рассказах они используют сведения из книг, которые им читали
Темы «экскурсий» могут быть самыми разнообразными и определяются, как правило, «экскурсоводом», которого ребята выбирают. Тот, кого привлекают книги о природе, ведет свою группу в «лес» и рассказывает им о животных и растениях, о птицах и насекомых. При этом педагог или родитель должен помочь ему вспомнить фамилию писателя, чьи произведения он использует в своем рассказе.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
5. Ведущий: Предлагаем обсудить вопрос «Какие игры наиболее полезны для дошкольников? Развитию каких качеств способствуют разные игры.»
(слайд 11,12)
• Учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать.
• Игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие - многие другие
• Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий
• Сюжетно - ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности.
• Коллективные игры с правилами – укрепляют саморегуляцию поступков
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)
Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.
Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.
Раздаются памятки «Что почитать детям 6-8 лет о школе?» (слайд 13)