Чернякова Оксана Юрьевна
Воспитание патриотизма у младших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Публикация «Воспитание патриотизма у младших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Средняя группа
- Темочки
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой [3].
В Российской педагогической энциклопедии «патриотизм» трактуется как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям [2].
Через культурное наследие народа, его обряды и праздники осуществляется связь времен, воспитываются эстетические чувства, прослеживаются трудовые и духовные традиции, формируются нравственные представления. Это служит становлению человеческой личности, в основе которой лежат общечеловеческие гуманистические ценности.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет [1].
Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок получает первые представления о культуре своего народа.
В нашем ДОУ мы проводим выставки рисунков – хохлома, гжель, городецкая роспись, а также выставки народного прикладного искусства – резьба по дереву, вышивка и т. д., где представлены поделки, сделанные руками детей совместно с родителями, в которых они смогли проявить неиссякаемую фантазию и умение.
Родители с большим удовольствием принимают участие в работе нашей мастерской. С их помощью оформлена выставка детско-родительских работ «Дымковская слобода», где представлены дымковские игрушки, сделанные своими руками.
Для знакомства с народными сказками нами организовано занятие на тему «Народные сказки как достояние прошлого». В ходе этого мероприятия воспитатель в русском народном костюме рассказала, что сказки бывают авторскими и народными и подробно раскрыла понятие «народные сказки». С помощью заранее организованной мини-библиотеки народных сказок, мы рассмотрели иллюстрации к сказкам художника Ю. А. Васнецова («Царевна- лягушка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди» и др.).
Так же мы обратились за помощью к родителям. Совместно с ними нами был организован мини-музей «Наши добрые сказки». В совместных работах дети и родители использовали самые различные материалы для изготовления макетов, поделок, рисунков, которые своим содержанием отражали сюжет какой-либо народной сказки.
Знакомя детей с былинами, огромное значение мы придавали образу богатырей. Так, к примеру, описывая русского богатыря Илью Муромца, мы не могли обойти стороной главные характеристики: «мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к Родине». Каково было наше удивление, когда, прослушав описательные рассказы про богатырей, поговорив об их подвигах, наибольшая часть мальчиков с восхищением разговаривали о богатырях, организовывали игры, где брали на себя роль защитников Родины и говорили, что очень хотят быть похожими на них.
Русские народные игрушки – яркие матрешки, неваляшки, свистульки, приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. В нашей группе был организован «Музей народной игрушки».
В группе мы проводили большое количество народных праздников «Осенины», «Рождество», «Масленица». На праздниках создавалась атмосфера национального быта. «Фестиваль народных традиций» является итоговым мероприятием. Дети совместно с родителями презентуют альбомы по разным темам о народных традициях : «Народные праздники», «Русская изба», «Народная игрушка», «Народный костюм». Такая работа пробуждает в детях и их родителях интерес к истории и культуре России, обогащает знания детей о народных традициях.
Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Огромное значение в рамках воспитания патриотизма у дошкольников имеет тема «Защитников Отечества». Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Мы создали музыкальную картотеку, включающую музыкальные произведения о Великой Отечественной войне.
В настоящее время тоже рождаются народные традиции. Одной из них является проведение «Бессмертного полка». Люди в День Победы несут фотографии родственников, погибших за свободу Родины. Знакомя детей с этой традицией нами организуется мероприятие «Бессмертный полк» на территории ДОУ.
Таким образом, народные традиции воспитывают патриотизм, гражданственность, уважение к историческому прошлому и настоящему своего города, к людям, защищавшим его в годы Великой Отечественной войны, формируют понятия «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству».
Библиографический список
Веселова Т. К., Соломыкина Н. Я., Киселёва М. В. Биткова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как часть патриотического воспитания// Обучение и воспитание : методики и практика. 2015. С. 7-11.
Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm
Слюнина С. В. Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 9 (351). С. 212-215.