Елена Завалишина
Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному селу и родной стране.
В начале учебного года мы познакомились с детьми, познакомили их друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра и др. Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой. Мы рассказывали им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучали детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркивали их заботу о детях.
Публикация «Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
Планируя работу по нравственно - патриотическому воспитанию, поставила перед собой задачи:
1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное заботливое отношение к взрослому, пожилым родственникам. 2. Вызвать у детей желание посещать детский сад с удовольствием, встречаться с друзьями, играть.
3. Воспитать у детей уважительное отношение к сотрудникам детского сада, знать и называть их по имени, отчеству; бережно относиться к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь дома и в саду. 4. Привить любовь к родному селу, детскому саду, семье, родным людям.
5. Воспитать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Планирование данной работы проводилось по темам: «Я и моя семья», «Я в мире человек», «Папа, мама, я - дружная семья»», «Мой дом, мое село», «Все профессии важны», «Защитники Отечества», «Знакомство с народной культурой и традициями». Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, прогулки, по некоторым темам — праздники.
Проведено и отражено в плане цикл занятий по нравственно - патриотическому воспитанию :
Занятия по развитию речи: «Вот какая наша группа», «Путешествие по территории участка», игра- инсценировка «Добрый вечер, мамочка», «Едем на автобусе»
Занятия по познавательной деятельности: «Папа, мама, я –семья»,, «Хорошо у нас в детском саду», «Наш зайчонок заболел», «Самая хорошая мамочка моя»!»,, «Что мы делаем в детском саду», «Няня моет посуду», «Всем ребятам надо знать как по улице шагать»
Занятия по художественно-эстетическому развитию: рисование: «Кукла принесла карандаши», «Поливаем огород», «Травка зеленеет, солнышко блестит», «Девочка идет на праздник». Лепка: «Угощение для Маши»,»Осеннее дерево», «Птички прилетели на кормушку», «Что я для мамы слеплю», «Светит солнышко в окошко», «Флажок для девочки», «Цветы на поляне».
В течении года проведён ряд мероприятий, который включает беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости», «Мы жители большой страны».
Чтение и обсуждение рассказов и народных сказок: сказка «Теремок» - учит дружить, сказка «Репка» - трудолюбию и взаимопомощи, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»- уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших.
Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Мы беседовали с детьми о мамах, обращали их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Вызвали в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи. Объясняли детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашивали детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках. Предлагали принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, готовили подарки к праздникам для мам и пап.
Создавали условия и предпосылки к развитию сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Кукла заболела», «Напоим гостей чаем», постепенно подводили детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
Воспитание любви к родному селу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое село, город, но мы старались их с этим понятием знакомить. Мы рассказывали детям, что в селе много домов, что они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учили детей рассказывать о своем доме, в котором они живут, о том, где они гуляли в выходные дни с родителями.
Нравственно - патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Для включения семьи в совместную работу мы использовали разнообразные формы взаимодействия - это наглядно - текстовая информация, рекомендации для родителей по данной проблеме; индивидуальные консультации, беседы. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.