Маргарита Старжинская
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей своего города
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Автор делится практическим опытом по воспитанию будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей своего города» размещена в разделах
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент-это патриотизм. …Это уважение к своей истории и традициям. Это ответственность за свою страну и её будущее. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу»,- с такими словами выступил наш президент Владимир Владимирович Путин на встрече с представителями общественности по вопросам гражданской позиции молодёжи.
Парциальная программа для дошкольных образовательных учреждений «Белгородоведение» имеет целью «социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы Белогорья».
Всегда любовь к Родине, патриотизм нашего народа во время Великой Отечественной войны были чертой национального характера. Сегодня, к сожалению, у нашего общества утрачиваются традиции патриотического воспитания, поэтому эта проблема актуальна среди детей дошкольного возраста.
Каждый город интересен и уникален по-своему. В каждом городе есть своя
«изюминка», которая придаёт ему неповторимости. К таким городам относится и наш Старый Оскол. Со дня основания города-крепости стала существовать его первая улица. Название улицы - это уже история, которая связана с самим городом. Поэтому уже с раннего возраста начинаем знакомить детей с названиями улиц, носящих имена известных людей, особенно участников Отечественной войны. Рассматриваем карту города, на которой указаны и улицы, и достопримечательности нашего города.
Предлагаем родителям посетить с детьми памятные исторические места. После экскурсии появились рисунки Старого Оскола глазами маленьких детей.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой своей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». Музейная педагогика приобрела большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В своей статье хотим поделиться опытом работы нашего дошкольного учреждения по созданию и использованию мини-музея. Что такое музей, это понятно всем дошколятам нашего славного города. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В – третьих, мини-музей не отвечает многим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Любовь детей к родному краю, городу невозможна без воспитания уважительного отношения к близким. Сейчас, в период, когда многие стараются изменить историю нам, педагогам, необходимо больше привлекать интерес детей к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к подвигу русского народа, понятию Родина. Именно музейная педагогика помогает решить проблему патриотизма. Для каждого человека, а для ребёнка тем более, город, где он родился и живёт – Родина, а о своей Родине он должен знать всё. Организовывая мини-музей «История моего города» в группе старались развивать у детей интерес к родному городу с начала основания и до современности: его культуре, природе родного края. Работу строили в определенной последовательности. Провели анкетирование среди родителей и выяснили, что они редко посещают музеи со своими детьми. Поэтому нам пришла идея- создать мини-музей в группе. Используя преемственность семьи и детского сада ещё с младшей группы, с помощью родителей оформили уголок, доступный для детей, в котором поместили плакаты, иллюстрации, фотографии достопримечательностей родного города. Также разместили макеты Российского и Старооскольского гербов, изготовленные из бисера, Российского флага. Родители принесли свои семейные фотографии. Во время рассматривания снимков предлагали детям рассказать о членах семьи, посильной помощи взрослым. Это воспитывает уважительное отношение к родителям детей. На праздник к Дню матери «Мамочки любимые» дети пригласили своих мам и бабушек. Познакомившись с историей своей семьи они испытали гордость за своих родных. А родители пожелали побольше участвовать в разных мероприятиях группы и детского сада. С помощью их в мини-музее появились альбомы о животном и растительном мире нашего края, где дети рассматривают животных, птиц, насекомых, растения не специально отловленные или засушенные, а на фотографии. И дети понимают, что все живое можно наблюдать на прогулке с родителями или воспитателями и строго соблюдать правило: «Не навреди природе!». Самый любимый экспонат музея для детей- это макет старого города- крепости. Дети побывали с родителями в музеях города. И потом совместно с родителями сделали макет города- крепости, летопись Старого Оскола. Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика. Интерес к народным традициям, культуре отражаются в художественном творчестве. В нашем музее экспонаты можно брать руками. Куклы в национальном костюме, созданные родителями и детьми, побудили детей самостоятельно отражать увиденное в своих рисунках. После экскурсии детей с родителями по музеям Старого Оскола появились детские рисунки родного города. Любая экспозиция, которая появляется в музее, имеет логическую цепочку. Рассматривая памятники Великой Отечественной войны с детьми, читая стихи и рассказы о войне, посещая различные выставки города – все эти мероприятия в дальнейшем побудили к искусству. После услышанного и увиденного в мини-музее стали появляться предметы изготовленные своими руками. Так в нашем мини- музее появилась композиция отдыхающих солдат в минуты тишины, изготовленная воспитанниками совместно с мамами из глины. Организуем конкурс рисунков, поделок. Играем с детьми по сюжету литературных произведений, слушаем песни военных лет. Для закреплений знаний о нашем городе, стране, проводим с детьми дидактические игры «Собери герб города», «Назови достопримечательности города» «Собери цвета флага» и др. Экспонаты, помещённые в музее, используем в различной организованной и свободной деятельности, а также для развития кругозора дошкольников. Каждый предмет в музее наталкивает на cвою определённую тему для знакомства. Беседа «Боевой путь наших дедов и прадедов» оказалась фундаментом для создания новых экспонатов о войне. Так в нашем музее появились «Рассказы о моих прадедушках», написанные их внуками и правнуками. Была составлена родителями «Книга жизни» о боевых подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны, которые защищали Старый Оскол. В этой книге собраны фотографии, иллюстрации города с момента оккупации до освобождения от фашистов. Весь материал изложен в этой книге в доступной и понятной форме для детей дошкольного возраста. Беседуя с детьми об этой «Книге жизни» мы стараемся формировать у ребенка чувства гордости и уважения к своим землякам. Так во время самостоятельной деятельности дети по собственной инициативе создают сюжетную ситуацию на военную тему, строят блиндажи, военные госпитали. Когда они надевают военные плащи и гимнастерки, их отношения друг к другу становятся более серьезными и ответственными, проявляют взаимовыручку.
У детей появляется желание с родителями посещать памятники защитникам Старого Оскола, участвовать в шествии «Бессмертный полк». Они стараются пересказать друг другу свое впечатление от посвященного мероприятия. При создании музея воспитатели, дети и родители преодолевают ряд определённых трудностей для получения результата, но у них есть общая цель, к которой они идут сообща. Сами дети в своём музее выбирали экскурсоводов, приглашали своих членов семьи, знакомых и с удовольствием показывали им наглядный материал, рассказывали о каком-то исторической странице своего города, пробуя себя в качестве экскурсовода. В эти моменты дошкольники через, экспонаты, узнали всё новое о традициях, культуре, быте своего народа. Мы убедились, что мини-музей побуждает детей к поиску новых исторических открытий о родном городе и стране, формирует в них чувства гордости и патриотизма, что дает основу патриотического воспитания, заложенного в детском саду.
Список литературы:
1. Морозова А. Н., Мельникова О. В. «Музейная педагогика»
М. : - ТЦ Сфера. – 2006.
2. Рыжова Н. А. Логинова Л. В. «Мини – музей в детском саду»
М. : - Линка -Пресс. – 2008.