Марина Воронова
Воспитание дошкольников посредством поэтического слова (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовности-одна из важнейших проблем человечества,потому что по большому счёту это проблема выживания самого человечества. Начало третьего тысячелетия отмечено негативными переменами:акты терроризма, разного рода конфликты. Очень непростой период в нашей жизни-бедность духовных интересов,жестокость,насилие. Разрушение института семьи через формирование внесупружеских,антиродительских,антисемейных установок. Утрачиваются формы коллективной деятельности. А ведь дошколят отличает волевая и духовная незрелость. И именно дошкольный возраст-это период усвоения норм морали и социальных способов поведения,в процессе которого ребёнок становится личностью,это самый эмоциональный и восприимчивый период детства.
Публикация «Воспитание дошкольников посредством поэтического слова (из опыта работы)» размещена в разделах
Те,кто рядом с ребёнком,кто участвует в его формировании и становлении как личности должны глубоко осознать пути и способы влияния на детей для достижения главной цели-ВОСПИТАТЬ ХОРОШО. А это значит постепенное образование в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира,возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.
В младшем дошкольном возрасте закладываются морально-этические качества личности,поэтому свою работу с малышами я,как воспитатель,не мыслю без использования художественного поэтического слова.
Пестушки,потешки,песенки,стихи - это кладезь мудрости народа,мудрость тысячелетий,связь времён и поколений. Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание,которое перестраивает духовный мир ребёнка. От умения воспитателя зависит глубина проникновения ребёнка в смысл художественного произведения,его степень переживания и осмысления проблем.
Для успешного решения задач нравственного воспитания маленьких слушателей художественными средствами я опираюсь на особенности восприятия художественных текстов малышами. Характерной особенностью детей 2-3 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи,звучным рифмам,выразительным эмоциям и интонациям.
Малыши любят слушать стихи,предпочитая их прозе. Им нравится радостная мелодика стихотворений. "Практическое" преобладает над "условным",поэ- тому малыши идентифицируют себя с героями, их интересуют внешность персонажа,возраст,эмоциональное состояние,его поступки,действия. Они верят в реальность вымысла и переносят описанное в жизнь,а себя в сюжет текста,придумывают собственные детали и эпизоды. Поэтому остановлюсь на детской поэзии очень любимых мною Агнии Барто и Владимира Степанова.
Жизнь детей,их мысли,чувства,эмоции всегда волновали поэтессу. Образы и сюжеты стихотворений близки и понятны миллионам детей. И всё это проходит через основную деятельность ребёнка-через ИГРУ. Кто не знает цикл стихотворений "Игрушки"!Не одно поколение выросло на них, и я в том числе. Мы с детьми не только читаем их,но и инсценируем вместе с малышами,придумываем конец игрушечной истории,играем в стихотворение. Осмысление и понимание прочитанного идёт через содействие. Наша задача-чтобы содействие преобразовалось в сопереживание. Когда есть переживание-нет места равнодушию. А это одна из главных бед нашего общества. В противовес равнодушию через поэзию воспитывается такое личностное качество как ДУШЕВНОСТЬ. Душевность- это доброе отношение,забота,внимание,готовность прийти на помощь,умение разделить радость и горе. Душа-это любовь.
Стихотворение "Мишка" воспитывает милосердие,доброту,бережное отно- шение к игрушкам;стихотворение "Лошадка"-это ласка,любовь,верность;стихотворение "Самолёт"-это ценность семьи и любовь к маме как к главному человеку для ребёнка;стихотворение "Грузовик"учит играть с игрушками,а не с живыми существами как с игрушками;стихотворение "Зайка" учит отзывчивости и ответственности;положительное отношение со сверстниками-это стихо- творение "Мячик".
Поэзия Агнии Барто учит детей видеть не только глазами,но и сердцем,уберегает детскую душу от равнодушия и зла. И это только первая ступенька в мир поэзии великой поэтессы!
В задачи нравственного воспитания входит формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру,другим людям,самому себе,доброжелательности и отзывчивости для формирования дружеских отношений со сверстниками,умение действовать в интересах других,создание оптимистической картины мира.
Всё это мы находим в поэзии Владимира Степанова. Ученик Агнии Барто,педагог по профессии. Как говорит сам поэт "в детских стихах не наврёшь,не прикроешься. Это твоё обнаженное сердце. Писать надо ясно и понятно. Литература должна стать душевным другом".
Его стихи удивительно напевны,цветные,добрые,радостные,ясные и теплые. Это путешествия в ромашковые сны детей,птиц,животных.
Например, цикл для малышей "Про зверят".В стихотворении встреча (из сборника"Кошки-крошки" поэт так и пишет : "Хорошо на свете жить!Бантик розовый носить. ",а в "Мышках-трусишках"-мирное сосуществование без зла,без агрессии сильного к слабому. В стихотворении "Кошки-крошки" автор отвечает на вопрос"чего хотят детки"- да поиграть они хотят!
Сборник "Зёрнышки на солнышке"-стихи о верности,о дружбе,о желании сделать приятное и доброе тому,кого любишь!Это стихи о том,что щенок дружит с коняшкой,а утенок с ягнёнком. И работа в
этом направлении бесконечна!
В. А Сухомлинский сказал:"Детство - важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни,а настоящая,яркая,самобытная,неповторимая жизнь. И оттого,как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердце. зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш!"