Наталия Михайлова
Народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В. Белинский
Национальное чувство целительно для каждого народа. Без него полноценного народа нет, и не может быть. Важнейшая миссия педагога -воспитать у детей патриотизм, уважение к предкам, тягу русского к русскому, их взаимную симпатию, привязанность к месту своего рождения. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Потеряв Родину и национальность, человек теряет себя, свое лицо. Любить Россию и быть счастливым от сознания, что она твоя Родина,- этому учат своих воспитанников в дошкольных учреждениях области.
Публикация «Народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Главная задача, которую ставят перед собой педагогические коллективы- гармоническое развитие личности ребенка. Это означает создание фундамента для формирования человека духовно богатого, высоконравственного, развитого как интеллектуально, так и физически. При этом специфика дошкольного возраста выдвигает на первый план не только приобретение суммы знаний и освоение навыков, но и развитие системного характера естественной детской потребности к самообразованию, творчеству.
Фольклор, народоведение, русский язык и т. д., становятся не только предметами на занятиях, а вплетаются во всю ткань воспитательного и образовательного процесса.
Нормы и способы подачи новой информации для детей разнообразны : беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на национальных народных инструментах. Детям открылся занимательный и яркий мир народного творчества. Задачи педагогов- дать детям не только новые знания, но и организовать участие в исполнении народных песен, закличек, колядок.
Русские народные игры – это наше детство. Они имеют многовековую историю и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколение в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчики и девочки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хоровод, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязаясь в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались с гор, игры в снежки. …Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными любимыми были также игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Одни из них имеют сюжет, их правила тесно связаны с сюжетом. Есть игры, в которых сюжеты и действия играющих обусловлены текстом. Привлекательны в русских народных играх песенки - попевки.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении – это решение задач социально, эмоционально, сенсорного, физического и психологического развития детей. Материал народной игротеки используем в целях активации памяти, внимания, мышления, подготовки детей к различным видам деятельности, он помогает решать и психокоррекционные задачи; обыгрывание конфликтных ситуаций работа с агрессией, страхами, замкнутостью, сложностями в общении, налаживания внутригрупповых отношений и в логической работе. Традиционная народная игра обогащает знания дошкольников о народной жизни и культуре, словарный запас, внутренний мир ребенка. Игра – прекрасная возможность для самовыражения. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо народные подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми, взрослыми или самими играющими. Для ребят дошкольного возраста народные игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них- труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Наблюдения показывают: там, где мы воспитатели правильно определяем место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине. Например «Казаки и разбойники», «Зайцы в лесу».
Мы, воспитатели широко используем в практике игры, которые помогают лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях.
В последнее время мы все чаще и чаще стали обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд.
Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие детей, а также их умение действовать в коллективе сверстников, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.
Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от нас – воспитателей. Умело направлять игровую деятельность мы воспитатели можем в том случае, если умело владеем теорией и методикой игры. А для этого надо больше уделять внимания самостоятельной деятельности детей, в которой они вступают в разнообразные контакты по собственной инициативе, имеют возможности строить свои взаимоотношения самостоятельно, сталкиваясь с интересами партнеров, усваивают нормы поведения в коллективе.
Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
В заключение хочется привести замечательные слова А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».