елена перелыгина
Воспитание любви и уважения к матери
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви и уважения к матери
Научить, ребёнка с уважением относиться к близким — матери, отцу, бабушке; дедушке — значит заложить в, нем зерно человечности; чувства долга и сыновней ответственности, умtние жить среди людей. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может - быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином, преданным гражданином своей Родины. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего руководствоваться высокими идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми— задача высокая и гуманная. И эта задача решается тем успешнее, чём раньше Начинают думать над ней взрослые.
Публикация «Воспитание любви и уважения к матери» размещена в разделах
В дошкольные годы, когда формируются основные черты личности, роль матери как воспитателя особенно велика.
Вот почему педагог наряду с другими задачами воспитания решает и такие, как укрепление привязанности ребенка к матери; воспитание уважения и чуткого отношения к нёй, выражающихся в поведении и поступках малыша — умений охранять ее покой, оказывать ей помощь, проявлять заботу о ней, в уважении к ее производственному и домашнему труду и общественным делам. Важно, чтобы чувство любви и привязанности к матери выражалось у ребенка не только на словах, но и в делах.
Это задача большого социального значения: с воспитания уважений и любви к матери; которая живет в нашей стране общественными интересами и работает на благо народа, начинается и воспитание в растущем человеке любви к Родине.
Высоко ценил воспитывающее влияние личности матери на развивающегося ребенка замечательный педагог В. А. Сухомлинский. Он говорил: «От матери человек берет все прекрасное и самое чистое. " Настоящим гражданином, стойким борцом за высокие идеалы становится только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством человечности —научатся быть преданным сыном, Преданной доверью своих родителей. Преданность — не безмолвная покорность, а облагораживающие взаимоотношения в семье, творение радостей для матери и отца»
Почему случается, что сын или дочь вдруг перестают слушаться мать, начинают ей дерзить, командовать ею? Почему между самыми близкими людьми — матерью и ребенком — теряется связующая нить взаимопонимания?
Часто родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строятся неправильно, что ребенок растёт потребителем, баловнем, проявляет эгоистические наклонности — все то, что мешает формированию в нем таких ценных свойств человеческой души, как доброта, отзывчивость, Чуткость, умение считаться с интересами и возможностями семьи. Вовремя подметить и помочь устранить имеющиеся недостатки в отношениях между взрослым и ребёнком — обязанность педагога.
Педагог постоянно связан с семьями своих воспитанников. В каждой семье свой уклад жизни, свой стиль отношений. В одних семьях ребенок—объект забот и внимания матери — растет без забот и обязанностей. В других ребенку прививают заботливость, умение проявлять внимание к старшим. Это лишь полюсные примеры домашней педагогики. А сколько оттенков видит педагог в семейных отношениях больших и маленьких, влияющих на развивающуюся личность.
С воспитания у ребенка любви, заботливости, уважения, чуткости, внимания к близким начи-нается его мироощущение в обществе людей оказывающее огромное влияние на его чувственную сферу, поведение, отношения с окружающими. Задача педагога — раскрыть значимость этого и показать, насколько важна активная позиция ребенка как члена семейного коллектива: с малого возраста растущий человек должен ощущать, что он не только объект внимания близких, но и сам должен проявлять внимание к ним.
Педагоги видят, что дети умеют проявлять заботу о близких, помогать в домашних делах, ухаживать за младшими братьями, сестрами.
. Сережина мама уехала в командировку. Мальчик рассказывает воспитателю, что они с папой решили порадовать маму: вымыли окна, двери, а к ее приезду убрали квартиру и приготовили вкусный обед. Встретили маму цветами.
В этой семье видно, что здесь каждый внимателен друг к другу. Отец и мать сумели наладить быт так, что все члены семьи участвуют в домашних делах (в том числе и сын). Когда мама приходит после работы позже обычного, ее уже ждет разогретый ужин.
А заботливое «давай сделаем вместе» то и дело слышит она от сына. Так он поступает по примеру отца. Отец говорит сыну: «Мы с тобой мужчины, и все самое трудное в доме — наша обязанность. Заботу о маме ты должен проявлять и в том, чтобы она не ухаживала за тобой; ведь у нее и так много дел». Усвоив это, Сережа всегда сам складывает свои игрушки, чинит книги, помогает убирать комнату, вместе с папой меняет воду в аквариуме, накрывает на стол и делает многое другое. «Не хочу — но надо» — эта истина усваивается благодаря приобщению растущего человека к общественным делам. Так начинается рождение чувства долга к самому близкому человеку — маме.
Требовательность к ребенку в семье способствует развитию в нем заботы и внимания к близким. Сережа растет добрым, отзывчивым, умеющим проявить внимание к матери. Например, получив угощение, непременно делится с родителями. («Разделим на три части — маме, папе и мне».) Так он поступает всегда. Ведь папа и мама никогда не выделяют сына, всем все поровну! Поступая так, они учат его заботиться о них.
. В детских рассказах, как в зеркале, отражается, чем дышит семья, какое место занимает в ней ребенок. Вот некоторые детские высказывания: «Помогал маме. А потом все вместе в гостях были», «Я на субботник ходил к маме в институт, где она работает, помогал ей и всем», «Мы с папой и старшей сестрой устроили маме в субботу выходной — все делали сами». «А я ничего не делаю. Мама говорит: «Пусть ребенок отдохнет», «Мама готовила и убирала квартиру, папа читал газету и смотрел телевизор, а я гуляла».
Высказывания говорят сами за себя.
К сожалению, воспитатели встречаются и с такими отношениями в семье, когда ребенка отстраняют от общесемейных дел («Еще мал — наработается, когда вырастет!», он —в центре внимания, первый кусок — маленькому. Родители считают, что счастливое детство не должно омрачаться какими-либо поручениями, заботами, обязанностями и т. п. Они очень любят свое дитя и выражают это чувство в том, что не предъявляют к нему никакой требовательности. Мать и отец тешат себя нехитрой «философией» : «Еще совсем мал, пусть растет в радости!» Так, помимо своего желания, они растят эгоиста, не познавшего, что у него есть свои, пусть совсем небольшие, обязанности но отношению к отцу и матери.
У него должны быть определенные трудовые и моральные обязанности перед близкими, в нем необходимо формировать разумные потребности, умение считаться с материальными возможностями семьи, уважать покой старших и их интересы, выполнять распоряжения, правильно реагировать на родительское слово.
Недопустимо, чтобы ребенок командовал матерью, ощущая себя центром ее забот и внимания, как это, к сожалению, встречается там, где в семье растет «единственный».
Кирюше 5 лет. Стоит ему закапризничать и сразу же — родительская тревога: «У тебя что-то болит?», «Что ты хочешь?», «Успокойся, не надо нервничать». Мальчик привык, что мама исполняет любое его желание. «Хочу домой, надоело гулять» — заявляет сын и мама ведет его домой, несмотря на то, что он пробыл на воздухе не более 30 минут. «Это я буду есть, а это ешь сама» — и мама так и поступает. «Она считает, что у Кирюши «с нервами не все в порядке и его нельзя. травмировать отказом», Убеждения врача в том, что ребенок здоров, мать отвергает: «Я мать, и я лучше знаю свое дитя». Мать не замечает, что уже сейчас Кирилл — маленький тиран В семье.
Известно, что отношения взрослых — пример для маленьких. Эмоционально-нравственный микроклимат семьи, основанный на высоких гуманных отношениях близких — залог развития в ребенке отзывчивости, умения сопереживать, правильно реагировать на семейные события.
К сожалению, встречается еще в отдельных семьях эгоистическое, пренебрежительное отношение мужа к жене, что, как известно, отрицательно влияет на воспитание детей.
…Миша рассказывал, что они с папой и сестрой ездили в гости. «А мама была дома. Папа сказал, что ей некогда ездить по гостям, у нее много работы», — заключил мальчик. Воспитательница спросила Мишу, помогает ли он маме. Мальчик помолчал, а потом неохотно сказал:
- Я хотел маме помочь посуду помыть, а папа не велел, он сказал:«Не твое это дело, в бабьи дела не лезь».
«Папа сказал», «Папа не велел» — вот чем руководствуется ребенок, гася в себе порывы внимания к маме, ведь отец для сына — высший авторитет!
Однако какую бы работу ни проводил детский сад в воспитании у ребенка уважения и любви к матери и другим близким, решающее слово тут за самими родителями, очень много значит их умение строить отношения с ребенком на разумной требовательности к нему. Постоянное общение педагога с детьми и их родителями дает ему возможность изучать, как строятся отношения матери и ребенка, позволяет находить убедительные слова, доходящие до сердца родителей.