Раида Сурхаева
Консультация для родителей «Воспитание навыков культуры поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание навыков культуры поведения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?
В детском саду ребенку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласованно с другими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться и др.).
Усваивая необходимые навыки, ребенок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными соблюдения чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.
По мере взросления ребенка расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на занятия», «Как вести себя на улице, в транспорте», «Соблюдать правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со взрослыми». «Правила вежливости» и др. Чтобы руководствоваться этими правилами, ребенку недостаточно знать их. Например ему известно, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобство извиниться, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, ребенок «забывает» об этом. Однако если его товарищ уклонился от подобных правил, он остро подмечает это, искренне критикует его, но не замечает, что сам поступает так же.
Важно, чтобы в семье выполнение этих же правил было обязательным.
Если родители требуют, чтобы ребенок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательств, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, используя для этого различные поручения, задания, игры.
Четырехлетнему ребенку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность за услугу.
- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи Марии Павловне: «Дайте пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «спасибо». Говори четко и ясно чтобы тебя услышали и поняли.
Эти же требования для ребенка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов: «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать?», «Как ты обратишься с просьбой?»
Когда ребенок выполнит поручение, можно спросить его: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу? Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» Это побуждает его проанализировать собственное поведение.
Только убедившись в том, что ребенок знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения.
Чем младше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый, должен постоянно напоминать об их соблюдении: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф и пойдем умываться», «Ты помнишь, что нужно сделать, перед мытьем рук, чтобы не замочить рукава?» Подсказывая, как надо поступить, он как бы программирует эти действия, предотвращая отрицательные проявления.
Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность. «Надеюсь, ты был вежлив», «Проверь, все ли ты сделал как надо», «Посмотри в зеркало, все ли у тебя в порядке».
Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызвали у ребенка внутреннего сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учет индивидуальных особенностей детей. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим. Полагается называть взрослых на «вы». В другом – сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя нехорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел?» Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребенка, предусматривать уважение к нему как к развивающей личности.
Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а иногда требования не доходят до них. В таких случаях необходимы игровые приемы.
Можно использовать знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела».
Используются педагогами и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе»; К. И. Чуковского «Девочка чумазая»; А. П. Барто «Что такое хорошо и что такое плохо»; В. В. Маяковского «Неумейка» и многие другие.
Хорошо воздействуют на ребенка к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы: «Когда я ему – я глух и нем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Дети старшего дошкольного возраста способны понять, почему, общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятые нормы поведения. Взрослые разъясняют им, что привлекать внимание окружающих неприлично, находясь на улице, прыгать, толкаться нельзя, потому что это доставляет людям неудобство, является признаком невоспитанности и неуважения к окружающим. Тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.
Дети воспринимают правила поведения осознанно, когда взрослые конкретно обосновывают их. Можно сказать так: «На садовую скамейку становиться ногами и сыпать землю не положено». Но можно выразить эту мысль иначе: «На скамейку люди садятся отдохнуть, надо чтобы она была чистой, а то можно испачкать одежду».
В первом случае требования категоричны, они не вызывают у ребенка раздумий. Во втором случае – рассчитаны на их осознанность, а мотивировка связывается с удобством для других, поэтому и ответственность за собственные поступки повышается.
Для расширения представлений детей о культуре отношений между людьми рекомендуется использовать ролевые игры, такие как: «Магазин», «Почта», «Библиотека», «Поликлиника» и др., правила и условия, которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры взрослые напоминают детям, что они должны быть вежливыми, предупредительными, иначе ни врач, ни продавец, ни библиотекарь не будет их обслуживать.
Осмыслению нравственной основы правил способствуют эстетические беседы, которые проводят со старшими дошкольниками. Ребенку можно задать вопросы: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый что-то уронил?», «ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе. Как правильно поздороваться с ними?»
Воспитатель рассказывает родителям, что в детском саду обычно отмечают положительное поведение не только тех детей, которые всегда ведут себя примерно, но и каждого кто каким-либо действием, поступком заслужил это: «Коля проявил вежливость»; «Люба больше не отнимает игрушки у ребят»; «Боря сегодня поздоровался очень громко, так что слышали все дети». Это вселяет в ребенка веру в свои возможности, в то, что он может стать примером для товарищей.
Мнение коллектива как фактора, воздействующего на отдельного ребенка, нельзя недооценивать, но нельзя и злоупотреблять им. Уже малыши испытывают чувство неловкости и стыда за допущенный проступок, особенно если о нем рассказывают при всех. Это сильный способ воздействия на детей, а в отдельных случаях он равен наказанию. Его можно применять лишь в крайних случаях, когда другие, более мягкие способы, применяемые ранее, не имели успеха.
Руководя поведение детей, важно подходить к этому творчески, что проявляется в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средств воздействия. В любом случае взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить», «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые лучше реагируют на игровые приемы, добрую шутку, потешку.
Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако контроль не должен быть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается», «Извинись», «Уступи» и т. д. Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения, то будет себя вести так, как их учили и в отсутствии взрослого.