Татьяна Янович
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками является одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дети «впитывают» все слова, которые произносят взрослые, однако не все задумываются об этом. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, которые занимаются формированием и развитием культуры общения детей дошкольного возраста, являясь носителями образцовой речи.
Публикация «Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2021
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы …»
Проанализировав примерные образовательные программы, сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре общения детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, данная проблема остается по-прежнему актуальной. На сегодняшний день мало авторов, которые предоставили методики по развитию культуры общения детей старшего дошкольного возраста посредством авторской сказки. Таким образом, данная тема актуальна в современной педагогике.
Проблемой формирования и воспитания культуры общения у детей занимались такие ученые как С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская.
Исследования Л. Ф Островской, С. В. Петериной, Л. М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования общения детей старшего дошкольного возраста является сказка. Сказка воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему воспитания культуры общения детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать план и провести комплекс мероприятий, направленный на воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
4. Выявить влияние сказки на воспитание культуры общения у детей
Практическая значимость работы заключается в том, что данный комплекс мероприятий может быть использован воспитателями в практической деятельности с целью воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы (анализ психолого- педагогической литературы);
• экспериментальные методы (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).
В понятии «культура общения» выделяются две категории: «культура» и «общение». Культура в широком смысле – это человеческая деятельность в самых разных ее формах, включая все формы и методы человеческого самовыражения и самопознания, накопления навыков и способностей людьми и обществом в целом.
Подбирая к понятию «сказка» однокоренные слова можно увидеть ряд слов, которые в определенной мере раскрывают его смысл, то есть сказка – сказывать, рассказывать. Сказка обращается к глубинному «Я» ребенка, помогая ему осознавать отношение к самому себе, к миру, к другим людям. Сильные впечатления от сказки остаются на всю жизнь, таким образом, сказка учит жить.
В исследовании приняло участие 44 ребенка, в возрасте 6-7 лет, посещающих подготовительную группу детского сада. Среди них выделены две группы, в каждой по 22 ребенка.
Для подтверждения гипотезы об эффективности проведенного формирующего эксперимента были проведены диагностики уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста до и после эксперимента в группах А и Б.
Подбирая методики, мы опирались на структуру коммуникативных способностей.
Подбор методик в соответствии с задачами современных программ по ОО «Речевое развитие» (старший дошкольный возраст) :
1. Сформированность представлений о культуре речевого общения - Методика Е. О. Смирновой «Культура речевого общения»
2. Владение детьми формулами речевого этикета - Методика Е. О. Смирновой «Речевой этикет»
3. Сформированность умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками - Методика Е. О. Смирновой «Навыки общение со взрослыми и сверстниками»
С помощью методик удалось определить уровень сформированности представлений о культуре общения, уровень владения детьми формулами речевого этикета, сформированность умений и навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Результаты обследования детей показали, что в основном у детей обеих групп культура общения находиться на низком уровне. Высоким уровнем развития навыков культуры общения обладают в группе А - 4 ребенка (18%, в группе Б – 5 детей (23%). Дети проявляли внимание к сверстнику, обращаются по имени, использует доброжелательный тон; по собственной инициативе приветствуют, благодарят сверстника и прощаются с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляют собеседника.
Средним уровнем обладают 7 детей (32%) в группе А и 9 (41%) детей группы Б. Эти дети не всегда проявляют внимание к сверстникам, не всегда обращаются по имени, редко замечают настроение другого ребёнка, не всегда здороваются и прощаются, недостаточно употребляют вежливые слова.
Низким уровнем развития навыков культуры общения обладают 11 детей (50%) группы А и 8 ребенка (36%) группы Б. Дети очень редко обращаются по имени, не считаются с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение.
Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили нам выявить исходный уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
По итогам диагностики были определены экспериментальная и контрольная группы. Так как по результатом диагностики группа А имела более низкие результаты была определена как экспериментальная, соответственно группа Б – контрольная.
После выявления уровня культуры общения детей старшего дошкольного возраста был проведен формирующий этап эксперимента.
Для лучшего восприятия сказок использовался иллюстративный материал, дидактические игрушки, произведения декоративно-прикладного искусства. Они помогли детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки.
В формирующем эксперименте были использованы народные сказки, а также сказки следующих авторов : А. А. Усачев, В. Г. Сутеев, Е. Пермяк, Л. Е. Улицкая, С. Козлов и так далее.
За время формирующего эксперимента детям было прочитано 32 сказки направленные на развитие культуры общения. В течение недели детям читалось 2-3 сказки.
В день дошкольникам читалась одна сказка. Детям читали сказки как во время занятий по развитию речи, так и в режимных моментах, то есть перед сном. После прочтения сказки на занятиях с детьми проводились беседы. Было предварительное знакомство с текстом; разъяснение незнакомых детям слов, слушание присказки. Далее знакомство с содержанием сказки; чтение, прослушивание аудиозаписи в исполнении мастеров выразительного чтения. Обсуждались мотивы поведения героев в различных ситуациях, их отношение к себе и другим.
Во время чтение сказок было видно, как дети реагируют на те или иные поступки героев. Дети представляли себя на месте героев, это было видно по их реакциям, проявлениям эмоций. Сопереживая героям сказки, дошкольники легко погружались в свой внутренний мир. В результате дети получали ценный и важный опыт, стимулирующий неповторимые ассоциации и переживания.
После прочтения сказок мы наблюдали, как дети ведут себя во время разговора, какие форму общения используют, умеют ли слушать собеседника. Важным условием рассказывания сказки детям было эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.
Детям было интереснее слушать, когда сказка не читалась, а рассказывалась, при этом были видны жесты мимике детей, как они изменялись в процессе слушания.
Таким образом, дети во время прослушивания сказки начали осознавать такие значимые ценности как отзывчивость, доброта, сострадание, понимание поведения героя, выражение эмоций, умение действовать сообща.
После проведения формирующего эксперимента была осуществлена повторная диагностика в обеих группах. На контрольном этапе мы провели методики по выявлению уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста и выявили, что в экспериментальной группе уровень значительно повысился по сравнению с контрольной группой.
Относительно результатов группы по методикам исследования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста можно сказать, что на контрольном этапе в контрольной группе все показатели остались практически на том же уровне.
У детей экспериментальной группы уровень развития культуры общения повысился. В экспериментальной группе отсутствуют дети, имеющие низкий уровень развития культуры общения.
В экспериментальной группе высокий уровень имеют 10 детей (45%). То есть дошкольники данной группы стали больше проявлять внимания к другим детям, стали больше обращаться по имени. Дошкольники стали приветствовать, благодарить и прощаться со сверстниками и взрослыми без напоминаний. Если возникали конфликтные ситуации, дети не оскорбляли, а решали спор словами самостоятельно. В общении с взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем незначительно увеличилось – 5 детей (23%).
Средний уровень имеют 12 детей (55%) экспериментальной группы. Дошкольники не всегда обращались по имени. Также они не всегда здоровались и прощались без напоминания, недостаточно употребляли вежливые слова. В процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. В контрольной группе количество детей со средним уровнем практически не изменилось – 10 детей (45%).
Дети с низким уровнем наблюдаются только в контрольной группе – 7 детей (32%). Это дети, которые испытывают трудности в общении. Наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Дети не умеют договариваться, решать конфликты, не учитывают интересы сверстников.
Таким образом, можно сказать, что формирующий эксперимент позволил детям экспериментальной группы лучше ориентироваться в коммуникативных навыках. У детей хорошо развиты навыки общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Также у старших дошкольников достаточно хорошо сформированы умения и навыки общения с взрослыми и сверстниками. Уровень сформированности культуры общения у детей экспериментальной группы после проведения эксперимента стал значительно выше. Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце экспериментальной работы, показал действенность формирующего эксперимента по развитию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.