Папки-передвижки

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Наталья Валяева
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание интереса к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством».

Подготовила

педагог дополнительного образования

Валяева Наталья Александровна

Сапожок

2024год

«В период детства мыслительные процессы

должны быть, как можно теснее связаны

с живыми, яркими предметами

окружающего мира…

Эмоциональная насыщенность восприятия

-это духовный заряд детского творчества»

В. А. Сухомлинский.

Темочки:

«Воспитание интереса к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством».

Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творчество – одно из основных направлений, в котором созданы все условия для формирования личности детей, их воображения, логики, эмоционального и интеллектуального развития. Декоративно – прикладное искусство – одно из древнейших. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям:

1) обладают эстетическим качеством;

2) рассчитаны на художественный эффект;

3)служат для оформления быта и интерьера.

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширяют кругозор детей, приобщают их к изобразительному искусству, помогают развивать интерес детей к традициям и истории русского народа. В целях создания условий для развития художественно-творческих способностей детей, формирования личности ребенка через освоение художественно-нравственных ценностей культуры своего народа, мы с детьми и родителями посетили выставку декоративно-прикладного искусства Сапожковского района.

Всем известна истина, что ребёнок впитывает культуру своего народа через произведения декоративно-прикладного искусства. Поэтому народное искусство - это незаменимый источник прекрасного, который оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к красоте родной природы, особенностям быта русского народа. Всё это предстаёт перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства, позволят ребёнку больше узнать о своём народе, его быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Необходимо создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться. И на помощь нам приходит мастер-класс, организованный директором школы искусств Захарьящевой Мариной Васильевной. Цель которого: повышение и поддержка интереса к изобразительному, декоративно-прикладному и художественному творчеству.

2024 год посвящен семье. Громадное значение для воспитания имеет совместная работа родителей и детей. Приглашенные мамы и бабушки воспитанников приняли активное участие в изготовлении глиняной игрушки. Все с интересом послушали познавательный рассказ о мастерах и их работах, узнали приемы работы с глиной и с удовольствием лепили свою игрушку. Занятия по декоративно-прикладному искусству дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с объемным материалом. В процессе работы у детей развивается художественный вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, у него развивается мелкая моторика и точность движений, что актуально для дошкольников. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Расписанное своими руками изделие ценится больше, чем купленное в магазине, способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе. «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» сказал К. Г. Паустовский. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л. А. Коменский, Д. Ж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Людей интересуют истоки, прошлое своего народа. Мы пытаемся понять и осознать, что же нам дали наши предки, как с течением времени менялась жизнь человека. Эта экспозиция является связующим звеном между прошлым и настоящим. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей. Особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Я считаю, что обращение к народному искусству должно занять прочное место в работе современного педагога. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением интерьеров, так как обладают эстетической ценностью. Декоративно-прикладное искусство позволяет знакомить детей с народными традициями и обычаями народов России, расширяет представление ребят о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны, развивает интерес к искусству родного края (Сапожковская глиняная игрушка, а также любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время. народные традиции и культура России являются неотъемлемой частью образования и воспитания самостоятельной и творческой личности. Раскрывают пути успешного решения вопросов нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 20 января 2025 в 22:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Валяева (УИ 3388173) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД