Приложение МААМ

Воспитание интереса к изучению русского языка в начальной школе

Ирина Круглова
Воспитание интереса к изучению русского языка в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

(из личной педагогической практики)

Хочешь наукой воспитать своего ученика –

люби свою науку и знай ее, и ученики

полюбят науку, и ты воспитаешь их.

Л. Н. Толстой

Разнообразие – добрый знак хорошего

преподавания.

Буслаев.

Сознательность в изучении грамматики немыслима без живого интереса к языку, к его неисчерпаемому богатству. Умелое использование материалов по за-нимательной грамматике, нетрадиционных элементов урока, игровых ситуаций воспитывает у учащихся любовь к русскому языку, бережное отношение к нему. Особую важность эти вопросы приобретают в условиях модернизации системы школьного образования и приближения его к жизни.

Публикация «Воспитание интереса к изучению русского языка в начальной школе» размещена в разделах

Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент про-буждения интереса к предмету изучения. Мне кажется, если на каждом уроке рус-ского языка будет такой момент «удивления», если уроки русского языка станут для каждого ребенка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков и ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой.

«А где же, собственно, грамматика?» - возмущенно воскликнут многие.

Я бы ответила: «Это второе». Конечно, я понимаю, такая позиция очень спорна. Конечно, в идеале должна быть гармония и того и другого. Но мой личный опыт все время убеждал, что основная трудность неожиданно возникает в самом учи-теле: я стремлюсь всеми силами сделать своих учеников грамотными - и скатыва-юсь на форму, на натаскивание, на бесконечное «закрепление» - и теряю ребят, теряю то, без чего еще никто не добивался результата, - интерес ученика к пред-мету.

Поэтому, я на своих уроках пытаюсь изучать возрастные психологиче-ские особенности детей и применяю различные формы и методы обучения, не забывая о том, что дети любят играть. Поэтому в своей работе я обратилась к игровым формам организации урока и другой нетрадиционной методике.

Остановлюсь на некотором опыте моей работы в III классе. В классе 25 учащихся, 10 учащихся сильных, хорошо владеющих общеучебными и спе-циальными навыками и умениями, 9 – слабых, 6 воспринимают материал по-сле двух – трехкратного объяснения, в рассуждениях не идут дальше второ-го звена логической цепочки, имеют недостаточно высокий навык техники чтения и орфографической грамотности. Чтобы добиться качества знаний ребят, я разбила класс на 3 группы по степени усвоения материала. I группа - самая сильная – это консультанты. В течение года опробовала разные фор-мы парной и групповой работы и это дало результат, хоть и небольшой, но все же … Готовясь к каждому уроку, я продумываю способы повторного объяснения нового материала для слабых учащихся, подбираю материал для углубленного изучения темы с сильными учащимися.

Моя постоянная задача – помочь слабым учащимся: усвоить тему, вы-работать основные навыки, а у сильных учащихся пробудить желание знать предмет глубже, читать дополнительную и специальную литературу, рабо-тать со словарями.

На своих уроках, чтобы заинтересовать ребят, часто использую грамма-тические сказки, например, на орфографические правила.

Например, проводя урок в 3-м классе по теме «Части слова. Корень», использовала следующие грамматические сказки: «Семья слов» -в этой сказ-ке в интересной форме дается определение корня, вводятся понятия «одно-коренных» и родственных» слов; «Чужак» - здесь дети должны правильно найти родственные слова к корню –вод- (материалы взяты из детской эн-циклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 191, стр. 195).

Изучая тему «Удвоенные согласные в корне слова», я использовала также грамматическую сказку «Про девочку Аллу», где рассказывается о де-вочке, которая не хотела учить правило и что из этого вышло (материалы взяты из детской энциклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 185 - 186).

Очень часто учащиеся путают с предлогом приставки. Изучая тему «За-крепление понятия «приставка». Различение приставок и предлогов», я использовала сказку «Новые друзья корней» (материал взят из детской эн-циклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 207). Обращу ваше внима-ние еще и на то, что очень трудно заставить ребенка учить правило. Ведь в учебнике написано все так скучно и неинтересно. Я предлагаю детям, когда тема урока уже озвучена, в рабочих тетрадках записать правило в стихо-творной форме, например:

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

Вы можете удивиться и спросить: «Зачем?», но результат есть. 50 % ребят расскажут это правило вам уже в конце урока, а 95 % учащихся на следующий день, тогда как правило из учебника выучат только 40 %.

Работая по теме «Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные» я использовала статью «Беседа о видах предложений». Здесь дети впервые знакомятся с такими понятиями, как: простое предложение, распро-страненное, повествовательное, восклицательное и вопросительное.

Иногда в работе на уроках очень помогают и веселые рифмы, «рифмован-ные» строчки, например, слова – исключения к теме «Правописание после ши-пящих в корне слова» (материал взят из детской энциклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 154).

Шоколад, шофер, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

К теме «Правило правописания частицы НЕ с глаголами» можно использо-вать такие строчки:

Не с глаголом

Пиши раздельно,

Например: не хотел, не знал,

Только помни об исключеньях:

Ненавидел, негодовал.

Не с глаголом отдельно пиши:

Не сердись,

Не скучай,

Не дерись, не спеши!

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

(материал взят из детской энциклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 314). Такие рифмы помогают ребятам усвоить материал, развивают ин-терес.

Чтобы ребята на уроке не уставали, чтобы не пропадало у них желание работать и интерес к уроку, при повторении и закреплении наиболее труд-ных тем (например, «Местоимение», «Глагол», провожу «Турниры смека-листых». Класс делится на 3 команды (по рядам, а каждая команда на «тройки». Сначала честь команды у доски защищают слабые учащиеся, сильные – последними. При подведении итогов учитывается правильность выполнения, четкость оформления, культура ответа. Очень любят ребята ис-тории про Петю Ошибкина, любят исправлять «допущенные» им ошибки.

Для школьников игра – естественная форма коллективной познаватель-ной деятельности. Большой интерес у учащихся вызывают игры - соревнова-ния. Например, игра «Кто самый зоркий?» (к теме «Повторение порядка и названий букв русского алфавита», «Смотри в корень!», где класс также делится на 3 группы, каждая из которых получает какой – либо корень (например, - ход -, - свет -, - лет, чтобы закрепить умение подбирать род-ственные слова.

Как говорил К. Д. Ушинский «Именно игра дает возможность ребенку познакомиться с реальностью взрослого мира».

Библиография:

1. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Русский язык / Авт. В. В. Волина; Худож. Е. В. Гальдяева, А. В. Кардашук; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : ООО «Издатель-ство АСТ». – 1997.

Публикации по теме:

Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Методическая разработка проекта по изучению темы «Познаем Францию» на уроках французского языка в 5 классе Методическая разработка к УМК «Le franais en perspective», 5 класс. Тема «Connatre la France». Работу выполнила:.

Предметная неделя русского языка в начальной школе Предметная неделя русского языка в начальной школе Цели: • привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;.

Проект-исследование «Стимулирование интереса дошкольников к изучению родного края посредством ИКТ» 1. Актуальность темы. Большое внимание в образовании уделяется региональному компоненту. Одно из средств воспитания детей дошкольного возраста.

Игра как приём развития интереса у дошкольников к изучению английского языка Игра является средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка для начальной школы «Приставка» ТЕМА: Приставка, её роль в слове. Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку.

Воспитание интереса к школе у детей подготовительной группыВоспитание интереса к школе у детей подготовительной группы Воспитание интереса к школе у детей подготовительной группы. Из опыта работы педагога дополнительного образования детского сада Автор:.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание интереса к изучению русского языка в начальной школе
Опубликовано: 9 июня 2018 в 01:36
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание интереса к изучению русского языка в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Круглова (УИ 1117066) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД