Ирина Круглова
Воспитание интереса к изучению русского языка в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
(из личной педагогической практики)
Хочешь наукой воспитать своего ученика –
люби свою науку и знай ее, и ученики
полюбят науку, и ты воспитаешь их.
Л. Н. Толстой
Разнообразие – добрый знак хорошего
преподавания.
Буслаев.
Сознательность в изучении грамматики немыслима без живого интереса к языку, к его неисчерпаемому богатству. Умелое использование материалов по за-нимательной грамматике, нетрадиционных элементов урока, игровых ситуаций воспитывает у учащихся любовь к русскому языку, бережное отношение к нему. Особую важность эти вопросы приобретают в условиях модернизации системы школьного образования и приближения его к жизни.
Публикация «Воспитание интереса к изучению русского языка в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент про-буждения интереса к предмету изучения. Мне кажется, если на каждом уроке рус-ского языка будет такой момент «удивления», если уроки русского языка станут для каждого ребенка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков и ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой.
«А где же, собственно, грамматика?» - возмущенно воскликнут многие.
Я бы ответила: «Это второе». Конечно, я понимаю, такая позиция очень спорна. Конечно, в идеале должна быть гармония и того и другого. Но мой личный опыт все время убеждал, что основная трудность неожиданно возникает в самом учи-теле: я стремлюсь всеми силами сделать своих учеников грамотными - и скатыва-юсь на форму, на натаскивание, на бесконечное «закрепление» - и теряю ребят, теряю то, без чего еще никто не добивался результата, - интерес ученика к пред-мету.
Поэтому, я на своих уроках пытаюсь изучать возрастные психологиче-ские особенности детей и применяю различные формы и методы обучения, не забывая о том, что дети любят играть. Поэтому в своей работе я обратилась к игровым формам организации урока и другой нетрадиционной методике.
Остановлюсь на некотором опыте моей работы в III классе. В классе 25 учащихся, 10 учащихся сильных, хорошо владеющих общеучебными и спе-циальными навыками и умениями, 9 – слабых, 6 воспринимают материал по-сле двух – трехкратного объяснения, в рассуждениях не идут дальше второ-го звена логической цепочки, имеют недостаточно высокий навык техники чтения и орфографической грамотности. Чтобы добиться качества знаний ребят, я разбила класс на 3 группы по степени усвоения материала. I группа - самая сильная – это консультанты. В течение года опробовала разные фор-мы парной и групповой работы и это дало результат, хоть и небольшой, но все же … Готовясь к каждому уроку, я продумываю способы повторного объяснения нового материала для слабых учащихся, подбираю материал для углубленного изучения темы с сильными учащимися.
Моя постоянная задача – помочь слабым учащимся: усвоить тему, вы-работать основные навыки, а у сильных учащихся пробудить желание знать предмет глубже, читать дополнительную и специальную литературу, рабо-тать со словарями.
На своих уроках, чтобы заинтересовать ребят, часто использую грамма-тические сказки, например, на орфографические правила.
Например, проводя урок в 3-м классе по теме «Части слова. Корень», использовала следующие грамматические сказки: «Семья слов» -в этой сказ-ке в интересной форме дается определение корня, вводятся понятия «одно-коренных» и родственных» слов; «Чужак» - здесь дети должны правильно найти родственные слова к корню –вод- (материалы взяты из детской эн-циклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 191, стр. 195).
Изучая тему «Удвоенные согласные в корне слова», я использовала также грамматическую сказку «Про девочку Аллу», где рассказывается о де-вочке, которая не хотела учить правило и что из этого вышло (материалы взяты из детской энциклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 185 - 186).
Очень часто учащиеся путают с предлогом приставки. Изучая тему «За-крепление понятия «приставка». Различение приставок и предлогов», я использовала сказку «Новые друзья корней» (материал взят из детской эн-циклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 207). Обращу ваше внима-ние еще и на то, что очень трудно заставить ребенка учить правило. Ведь в учебнике написано все так скучно и неинтересно. Я предлагаю детям, когда тема урока уже озвучена, в рабочих тетрадках записать правило в стихо-творной форме, например:
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Вы можете удивиться и спросить: «Зачем?», но результат есть. 50 % ребят расскажут это правило вам уже в конце урока, а 95 % учащихся на следующий день, тогда как правило из учебника выучат только 40 %.
Работая по теме «Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные» я использовала статью «Беседа о видах предложений». Здесь дети впервые знакомятся с такими понятиями, как: простое предложение, распро-страненное, повествовательное, восклицательное и вопросительное.
Иногда в работе на уроках очень помогают и веселые рифмы, «рифмован-ные» строчки, например, слова – исключения к теме «Правописание после ши-пящих в корне слова» (материал взят из детской энциклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 154).
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
К теме «Правило правописания частицы НЕ с глаголами» можно использо-вать такие строчки:
Не с глаголом
Пиши раздельно,
Например: не хотел, не знал,
Только помни об исключеньях:
Ненавидел, негодовал.
Не с глаголом отдельно пиши:
Не сердись,
Не скучай,
Не дерись, не спеши!
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.
(материал взят из детской энциклопедии «Я познаю мир: «Русский язык», стр. 314). Такие рифмы помогают ребятам усвоить материал, развивают ин-терес.
Чтобы ребята на уроке не уставали, чтобы не пропадало у них желание работать и интерес к уроку, при повторении и закреплении наиболее труд-ных тем (например, «Местоимение», «Глагол», провожу «Турниры смека-листых». Класс делится на 3 команды (по рядам, а каждая команда на «тройки». Сначала честь команды у доски защищают слабые учащиеся, сильные – последними. При подведении итогов учитывается правильность выполнения, четкость оформления, культура ответа. Очень любят ребята ис-тории про Петю Ошибкина, любят исправлять «допущенные» им ошибки.
Для школьников игра – естественная форма коллективной познаватель-ной деятельности. Большой интерес у учащихся вызывают игры - соревнова-ния. Например, игра «Кто самый зоркий?» (к теме «Повторение порядка и названий букв русского алфавита», «Смотри в корень!», где класс также делится на 3 группы, каждая из которых получает какой – либо корень (например, - ход -, - свет -, - лет, чтобы закрепить умение подбирать род-ственные слова.
Как говорил К. Д. Ушинский «Именно игра дает возможность ребенку познакомиться с реальностью взрослого мира».
Библиография:
1. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Русский язык / Авт. В. В. Волина; Худож. Е. В. Гальдяева, А. В. Кардашук; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : ООО «Издатель-ство АСТ». – 1997.