Марина Леонтьева
Повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе!
Одной из важнейших задач современности является повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе. Реализация данной задачи приводит к необходимости усиления воспитательной работы на всех этапах образования. Поскольку основным показателем высокой нравственности человека является гуманность, а сензитивным периодом для развития гуманности является дошкольное детство, особенное значение приобретает воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.
Публикация «Повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе» размещена в разделах
По мнению Р. С. Буре, П. М. Якобсон гуманные чувства - это разные формы переживания, сострадания объективной общественной деятельности, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.
Под гуманными качествами личности ученые понимают постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях и связанные со стремлением человека следовать нравственным нормам.
Ретроспективный анализ литературы показал, что проблема формирования гуманных чувств рассматривалась мыслителями зарубежной и отечественной педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие)
Современная теория и практика дошкольного образования располагает исследованиями, в которых освещены средства, формы и методы формирования гуманных чувств и качеств у детей 6 года жизни, таких как доброжелательность, уважение к старшим, помощь младшим, любовь к Родине и родному краю (А. М. Виноградова, С. А. Козлова и др.)
Вместе с тем анализ практического состояния данной проблемы, показал, что, не смотря на наличие методических разработок и возможности решения задачи по формированию гуманных чувствии качеств у детей, воспитатели ДОУ проводят эту работу не в системе и затрудняются в отборе эффективных форм и методов.
Возникает противоречие: с одной стороны - социальная востребованность данных чувств и качеств личности, а с другой – недостаточная реализация их формирования на практике.
Цель данной статьи: раскрыть задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию гуманных чувств и качеств у детей 6 года жизни.
Наша экспериментальная работа была направлена на реализацию следующей цели: выявить особенности и уровни проявления гуманных чувств и качеств у детей 6 года жизни, апробировать условия их формирования.
Теоретическими основами исследования явились положения ученых Н. М. Аксариной, А. А. Люблинской, Г. М. Ляминой и других исследователей о том, что гуманные чувства вполне доступны детям и начинают развиваться уже в преддошкольном возрасте.
Формирование гуманных чувств и качеств личности ребенка, воспитание у него определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс.
На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: индивидуальные беседы, метод «Неоконченные предложения» (автор Н. А. Соловьева, «Сюжетные картинки» (автор Р. Р. Калинина, «Этические ситуации», побуждающих к выражению гуманных чувств (Автор Г. А. Урунтаева, этические ситуации (автор С. А. Улитко).
Мы констатировали факт о том, что, дети находятся на разных уровнях развития гуманных чувств и качеств.
Уровень Экспериментальная Контрольная группа
Высокий 2 ребенка (14%) 1 ребенок (6%)
Средний 6 детей (40%) 7 детей (46%)
Низкий 7 детей (46%) 7 детей (46%)
Формирующий этап исследования мы строили по блокам: подготовительный, познавательно-образовательный, развивающий, контрольно-аналитический.
На каждом этапе были определены конкретные задачи, формы и методы работы.
В работе с педагогами ДОУ наиболее эффективными формами и методами явились: папка - передвижка «Учим быть гуманистами», практикум-семинар «Учимся взаимодействовать с детьми» и т. д.
В работе с детьми широко использовались серии этических бесед, чтение художественной литературы, такой как «Косточка» Л. Н. Толстой, участие детей в решении этических ситуаций и т. д.
Результативность проведенной работы можно выяснить, сравнив результаты констатирющего и контрольного эксперимента.
Уровень Экспериментальная Контрольная группа
Высокий 4 ребенка (26 %) 2 ребенок (14 %)
Средний 8 детей (54%) 6 детей (40%)
Низкий 3 детей (20%) 7 детей (46%)
Как видим, в экспериментальной группе произошли значительные изменения.
Следовательно, разработанная нами экспериментальная программа, имеет развивающий и воспитывающий эффект.