Елена Полянская
Воспитание финансовой грамотности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря о финансовой грамотности, многие из нас, вряд ли смогут назвать себя профессионалами в этом деле и даже просто сведущими. Сам термин «Финансовая грамотность» с одной стороны прост и понятен, с другой многих вводит в ступор. Для большинства из нас распорядиться бюджетом значит потратить его, а вот правильно это или нет, мы даже не задумываемся. Мы не привыкли слушать советы относительно своих средств, да и раздавать советы по финансовой грамотности не умеем. Отсюда и наши дети не зная как, берут пример с нас, учатся, наблюдая за нами.
Публикация «Воспитание финансовой грамотности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В нашей стране исторически сложилось так, что к решению финансовых проблем семьи дети не допускаются. В лучшем случаи им выдают определённую сумму денег на так называемые карманные расходы, но не учат, как ими распорядиться. А ведь для ребёнка, которому достались деньги просто так из нечего, это сложно. Он не понимает, как с ними поступить правильно и зачастую «спускает» всё в первый же день.
Только сейчас россияне начали подходить к пониманию, что деньги — это пусть и важный, но всё же инструмент, с помощью которого можно добиваться желаемого, однако сами цели, как и способы их достижения, зависят в первую очередь от характера и приоритетов самого человека. Родителям среди прочего нужно привить ребёнку азы финансовой грамотности как упражнениями, так и личным примером. Но для этого нужно самим запомнить несколько простых правил.
Правило № 1. Деньги не прощают небрежного к себе отношения
Это может показаться мистикой, ведь большинство людей считают, что деньги — всего лишь цветастые бумажки или разноразмерные монетки, в крайнем случае — циферки на банковском счё те: как они могут «прощать» или «наказывать»? Но истина проясняется, если вспомнить, что деньги — это продукт общественных отношений, то есть отношений между людьми в конечном счёте. А значит, всё, что связано с финансовой сферой, в той или иной мере подчиняется законам психологии.
Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что у неряхи может быть бардак и хаос во всём — от работы до личной жизни. А у человека дисциплинированного и системного с большей вероятностью будет порядок в остальных делах, пусть и не без некоторых сложностей. И подобно тому, как большинство родителей учат детей следить за собой, убирать игрушки, придерживаться расписания, нужно приучать их к порядку и в денежных вопросах.
В каком возрасте стоит знакомить детей с деньгами? Специалисты говорят, лет с трёх-четырёх
Сначала в форме игры в магазин и первого знакомства с наличными, рассказа о том, чем похожи и отличаются разные банкноты и монеты. Затем стоит вовлекать ребёнка в свою финансовую жизнь — в семейные покупки, обсуждение бюджетов, планов и так далее.
Важно подать хороший пример. Чтобы дети с самого начала видели: с деньгами родители обращаются вдумчиво и аккуратно, покупки совершают рационально и регулярно откладывают часть заработанного. Они увидят, что при таком отношении денег обычно хватает на необходимое, а накопления позволяют делать крупные покупки, путешествовать, развлекаться без ущерба для семьи.
Правило № 2. Деньги — это не решение всех проблем
Не стоит переоценивать значимость денег. В конце концов, очевидно, что самое главное в жизни — уважение, любовь и дружбу — за них не купишь. Поэтому лучше с самого начала чётко дать понять ребёнку, что мир не крутится вокруг денег. В нём есть много другого важного, интересного и достойного.
Для этого, конечно, родителям придётся внимательно посмотреть и на себя. Не становится ли вопрос «Где взять денег на жизнь?» постоянным в семейных разговорах? Не слишком ли часто в ответ на просьбу ребёнка о покупке звучит раздражённое «На это нет денег!». Бывает ли так, что в день зарплаты случается настоящий праздник с радостными эмоциями, обильными покупками и вкусными угощениями, а за несколько дней до этого члены семьи тоскуют в ожидании аванса? Ведь всё это как раз и наводит детей на мысль, что лишь деньги способны избавлять от проблем и дарить радость.
Кроме того, не стоит оценивать друзей своего ребёнка по благосостоянию их семей. Иначе он подумает, что человека можно измерить деньгами.
Как нельзя. Не говорите ребёнку, что «Деньги решают всё». Они скорее помогают в решении многих вопросов или достижении целей, но главное всё же зависит от самого человека, его характера и действий.
Как лучше. Поговорите о любви, уважении и настоящих человеческих ценностях. О том, что внимание к близкому человеку не заменит дорогой подарок. Но также и о том, что здоровые, гармоничные отношения не исключают финансового компонента, чтобы сделать их ярче, лучше и прочнее.
Правило № 3. Говорите о деньгах открыто, принимайте решения вместе
Часто и среди финансово образованных родителей остаются те, кто не рассказывает детям о деньгах и ограждает их от обсуждения финансовых вопросов семьи. Мол, «ещё рано», «не хотим испортить». Однако это большая ошибка, ведь без диалога с родителем ребёнок не сможет правильно понять, откуда берутся деньги, как и на что их тратят.
Напротив, есть смысл даже маленьким детям рассказывать в общих чертах о том, кто в семье зарабатывает, что такое работа, чем там занимаются взрослые. Если мама сидит дома в декрете, можно рассказать, что это достойное занятие — забота о воспитании детей. Получится реальный разговор о том, что происходит в семье.
Обсуждайте деньги всей семьёй — бывает, что это превращается во взаимное воспитание. Дети иногда лучше знают, как пользоваться разными онлайн-сервисами и приложениями, а у бабушек и дедушек больше жизненного опыта — они могут дать практический совет по оптимизации бюджета. Так вы сможете не только повысить уровень финансовой грамотности, но и дополнительно сплотить семью.
И, конечно, желательно говорить не только о доходах, но и совместно планировать расходы, обсуждать бюджет, сравнивать возможности сбережений или инвестиций. Всё это вместе взятое и есть фундамент грамотного финансового поведения. А о разных банковских продуктах, кредитах, депозитах ребёнок может узнать и потом.
Как нельзя. Когда вы обсуждаете предстоящие покупки, не стоит говорить «Денег нет». Эту фразу ребёнок может воспринять как сигнал того, что «выхода нет» или даже как синоним катастрофы. Это вызовет ненужный стресс.
Как лучше. Даже если в семье временные финансовые трудности, ребёнок заслуживает внятных объяснений, почему с желанной покупкой нужно подождать. Кроме того, в зависимости от возраста можно предложить разные варианты, как накопить или заработать на желаемое.
Правило № 4. Выдавайте детям деньги на личные расходы
По статистике, чаще всего дети получают первые деньги в подростковом возрасте. Однако, как считают психологи, уже перед младшей школой ребёнок готов к тому, чтобы совершать небольшие самостоятельные покупки. Это может позитивно сказаться на его отношении к деньгам в будущем.
Ещё одна ошибка, которую совершают многие родители, — дают деньги бессистемно, за успехи в учёбе или выполненную работу по дому. Но «оплата» всего того, что по определению входит в обязанности детей как членов семьи, снижает их мотивацию. А если давать деньги нерегулярно и бессистемно, то ребёнок не научится планировать и распределять финансы. Всё это сводит воспитательный эффект от выдачи карманных денег к нулю.
Как нельзя. Не стоит вводить «расценки» за хорошие отметки или помытую посуду. Этим вы только испортите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям. Также неправильно выдавать детям «премии» просто так — от хорошего настроения или после полученного годового бонуса. Лучше сразу придумать и обсудить с ребёнком, когда он получает деньги, и придерживаться этих правил в любых обстоятельствах.
Как лучше. Выделяйте ребёнку из доходов разумную сумму раз в неделю-две. Размер и периодичность выплаты стоит предварительно обсудить, сбалансировав его интересы и потребности и свои возможности. Можно придумать систему поощрений, но не за домашние дела или школьные успехи, а за то, что не входит в детские обязанности. Также есть смысл обсуждать с ребёнком по итогам недели или месяца (но только с его согласия, разумеется, на что ему хватило карманных денег, а на что нет и что необходимо сделать, чтобы денег хватало.
Сколько давать денег ребёнку? Есть ряд случаев, когда «премия» ребёнку станет для него и позитивным уроком, и мотивацией. Например, если он помог вам выбрать товар в интернет-магазине и сэкономил деньги семьи. Часть разницы может пойти ему в карман. Или если он помог вам в работе. Многие дети сейчас прекрасно делают презентации, например. Если вы вовлекаете ребёнка в свою работу, он лучше поймёт, чем вы занимаетесь, и лишний раз убедится, что деньги платят не просто так.
Правило № 5. Доверяйте детям
Некоторые родители стараются уберечь детей от финансовых ошибок. Например, боятся отпускать их одних в магазин. Часто родители настаивают на том, чтобы карманные деньги ребёнка были у них «на виду» — из опасения, что тот может их нерационально потратить или даже потерять. По сути, дети не контролируют их собственные — как им говорят — денежные средства.
Результат — снижение ответственности при распределении денег и формирование неверных стратегий поведения. Дети либо учатся прятать деньги от родителей, либо стремятся потратить их поскорее, чтобы не лишиться из-за какого-либо неожиданного решения отца или матери. Первое вредно для внутрисемейных отношений, второе — для финансового будущего ребёнка. Получается, что для формирования правильного отношения детей к деньгам родителям надо начинать с себя — учиться доверять ребенку.
Что можно сделать. Практические задания, попытки накопить на цель или отвечать за свою статью в семейном бюджете хорошо воспитывают в ребёнке ответственность и способность планировать. Например, можно поручить ему следить за тем, чтобы дома всегда были хлеб и молоко. При этом не страшно, если вы пару раз останетесь утром без омлета или бутерброда — зато это станет ребёнку наглядным уроком.
Развить финансовую грамотность может помочь даже покупка домашнего питомца. Например, вы можете договориться, чтобы ребёнок оценил недельный бюджет на его содержание и за свой счёт оплачивал корм. Главное условие — только он отвечает за еду для питомца, которую сам должен купить в соседнем магазине. Это научит не только ответственности, но и заботе.
Хотя Центробанк, Минфин, школа и банки делают немало для того, чтобы обучить детей основам финансовой грамотности, первые её уроки ребёнок получает в семье. Даже если родители не задумываются об этом. В любом случае их отношение к деньгам, полезные или вредные привычки в этой сфере существенно влияют на будущее финансовое поведение ребёнка. На ту модель жизни, которую он себе выберет в дальнейшем.
Самое лучшее, что могут сделать родители, — подавать своим детям личный пример правильных, эффективных и ответственных взаимоотношений с деньгами
Так что, если хотите вырастить ребёнка финансово успешным или хотя бы просто самостоятельным, начните с себя. С внедрения в свою жизнь тех правил и принципов, о которых мы рассказали выше.
Эксперты едины во мнении: в России чрезвычайно низкий уровень финансовой грамотности. Согласно исследованиям, опубликованным в начале 2013 года, с 2009 уровень знаний о финансах у населения не повысился. Причин этому великое множество, и, совершенно естественно, что исправление этой ситуации можно начать с наших детей.
Еще со времен существования Советского Союза так уж сложилось в нашей стране: считалось, что вмешивать ребенка в материальные дела семьи, по меньшей мере, неприлично. Во времена дефицита родители являлись своеобразными ограничителями отношений "дети-деньги", самостоятельно решая, что нужно ребенку, а что нет. Плоды такого воспитания мы можем видеть, оглянувшись вокруг, на примере своих друзей и знакомых: жить в съемной квартире, покупая в кредит дорогой телефон или автомобиль Или взять кредит, для того, чтобы рассчитаться по другому кредиту? Знакомо?
Попробуем разобраться в том, какими знаниями о деньгах должны обладать наши дети в разном возрасте.
3 года
Мы зря думаем, что маленькие дети ничего не понимают в этом возрасте. Глубоких финансовых знаний им преподавать, конечно, не стоит. Но объяснить, что папа и мама ходят на работу не для того, чтобы сбежать от веселых игр с кубиками, а для того, чтобы зарабатывать деньги, чтобы со временем коллекция кубиков увеличилась – очень желательно. На заработанные деньги в магазине покупаются любимые йогурты и соки. Ребенку в этом возрасте достаточно наблюдать этот процесс.
3-5 лет
"Купи-и-и!" доносится от витрины со сладостями, и взъерошенная мама оттаскивает плачущего карапуза, вцепившегося мертвой хваткой в шоколадку. Наши с вами бы родители без зазрения совести бы объяснили нам: "На эти глупости у нас нет денег!", и не обращая внимание на истерику двинулись бы по своим делам дальше. И были бы не правы. Современные психологи не советуют так говорить. Считается, чтобы разговоры о деньгах в семье должны происходить только в позитивном ключе. Современный родитель, который занимается финансовым воспитанием своего чада скажет что-то вроде: "Нам надо сделать то-то и то-то для того, чтобы у нас стало больше денег, и мы могли бы покупать не только необходимое". Или: "Эта шоколадка стоит столько же, сколько стоит 15 минут прыжков на батуте. Выбирай!".Такие сравнения полезны. Помогают ребенку освоить понятия больше и меньше. Кроме того, полезно мерить стоимость шоколадки в цене куриных ножек, творожков и других, более необходимых детскому растущему организму продуктов.
Не стоит говорить так: "Пусть эту игрушку тебе бабушка купит". Это манипуляция, и к воспитанию финансовой грамотности она отношения не имеет.
5-7 лет
От теории постепенно переходим практике. Пора приучать ребенка становиться покупателем. Сначала сам процесс, механически, пошагово. Наблюдаем: не забыл ли взять сдачу, продукты. Продолжаем закреплять понятия "больше" и "меньше", учим ребенка сравнивать, выбирать. Можно объяснить, почему вы предпочитаете именно это молоко, а не другое. Или почему в вашей семье покупается сыр именно этой марки.
В этом возрасте ребенку надо объяснить, что деньги, к сожалению, кончаются, и что именно предпринимает ваша семья, чтобы увеличить количество денег.
Именно в это время стоит ребенку начинать давать карманные деньги. Сумму родители определят самостоятельно, исходя из потребностей и возможностей семьи. Однако, психологи схожи во мнении: сумма не должна быть велика. И следует запомнить: контролировать трату карманных денег должен ребенок, а не вы. То есть, ругать за неправильную, по вашему мнению, трату не стоит. Негативный опыт - это тоже опыт. В случае с карманными деньгами основная забота родителя – это безопасность ребенка. Тут стоит рассказать о правилах личной финансовой безопасности.
Младший школьный возраст.
Теперь ребенок умеет считать деньги. Задача взрослых научить этими деньгами правильно распоряжаться. Остановимся на ошибках, которые мы можем допустить.
1. Лишение карманных денег - рычаг давления, а не воспитания. Договоренности надо выполнять.
2. "Платить" за выполненные домашние обязанности или хорошие оценки - недопустимо!
Список запрещенных покупок обсудите с вашим чадом сразу и безоговорочно. Например, ребенок не может покупать сигареты, "взрослые" журналы и т. п. Интересуйтесь, но не диктуйте, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы - только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал досрочно и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю, и следующую порцию он получит только в обозначенный срок.
Подарите вашему ребенку копилку. Обучите азам планирования. Объясните, что такое жадность, а что такое бережливость. И, естественно, расскажите, что такое экономия.
Теперь ваш ребенок полноправный член вашего финансового семейного совета. С правом совещательного голоса. Поручайте составлять списки необходимых покупок - например, канцтоваров к началу учебного процесса.
И помните, будущее финансовое благополучие ребенка закладываем мы, родители, не только открывая счет в банке на имя нашего чада, но и снабжая его навыками правильного финансового поведения.
ВВЕДЕНИЕ «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д. Б. Эльконин). Как справедливо отмечает С. А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания? К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, 3 бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Дети должны знать о банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Сборник, представленный вниманию читателей, включает в себя практический материал по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках работы дошкольной организации и летних пришкольных лагерей. Предложен опыт МАДОУ д/с № 20 г. Калининграда по реализации проекта «Организация и проведение обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности населения»
«Деньги правят миром» – всем известно это крылатое выражение. Многие с ним не согласятся, однако доля истины в этой фразе все же присутствует. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у дошкольников формируется внутренняя социальная позиция.
Дети 6-7 лет:
• способны понять природу денег, их назначение и источник их появления;
• могут различать номинал денежных знаков, находить признаки настоящих;
• могут осуществлять простой счет денег;
• способны понять суть процесса накопления на минимальном сроке и на визуально понятных примерах.
Развитие ребенка по данным вопросам эффективнее проводить через игру,
ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Воспитанники нашей группы очень любят играть в сюжетно-ролевые игры «Салон красоты» и «Магазин». В этих играх дети не только выполняют функции людей определенных профессий, но и учатся управлять своими «финансами». У детей имеется определенная сумма «денег», которую они могут снять в банкомате и потратить. В этих играх дети учатся не только тратить деньги, но и экономить их.
Основные задачи кружка «Решай-ка, развивай-ка» реализуемого в группе в текущем учебном году направлены на то, чтобы дети научились составлять и решать задачи, понимали термины «больше- меньше», «на сколько больше – на сколько меньше».
Для развития навыков счета используем: настольные игры («Маленький покупатель», «Умное домино» (вычитание); кубики с цифрами; счетные палочки и счеты.
В нашей группе дети учатся зарабатывать, и накапливать. Каждый день ребенок может заработать зеленую звезду или получить дополнительную за хорошее поведение и хороший поступок. К концу недели, накопив большее количество зеленых звезд, он получает звание «Звездочка недели».
Решаемые с детьми логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к знаниям финансовой грамотности, учит видеть за названиями и терминами жизнь.
Конечно, ребенку нужно говорить, что деньги – это не цель жизни, а лишь средство сделать эту жизнь удобнее. Что на них не купить такие ценности как искреннюю любовь, дружбу, уважение, сострадание. Но и абстрагироваться от финансового воспитания в современном обществе нельзя, иначе ребенок вырастет инфантильным, не знающим цену деньгам и не умеющим их тратить.