Любовь Колесникова
Воспитание дружеских взаимоотношений между дошкольниками в совместной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад работает над реализацией проблем, обозначенных в основной общеобразовательной программе МК ДОУ «Детский сад «Теремок».
При реализации вариативной части программного приоритетного направления «Ребёнок в мире нравственных ценностей» мы акцентируем внимание на воспитании дружеских взаимоотношений между дошкольниками в совместной образовательной деятельности.
Публикация «Воспитание дружеских взаимоотношений между дошкольниками в совместной образовательной деятельности» размещена в разделах
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Дошкольники, которые общаются с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные или трагические события.
Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Искусство педагогов, родителей состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.
Дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
Предоставление самостоятельности, оказанное доверие положительно влияют на формирование коллективных взаимоотношений не только на основе симпатии и дружелюбия, но и на основе ответственного отношения к порученному делу.
Совместная образовательная деятельность взрослых и детей обогащает тех и других. У детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми.
В совместной образовательной деятельности и в повседневной жизни формирую у детей представления о том, что беречь вещи, книги, игрушки — все, что сделали другие люди,- значит с уважением относиться к тому, кто трудится. Это общее положение усваивается дошкольниками постепенно, через конкретные примеры из окружающей жизни.
Также формирую у воспитанников представления о том, что такое хорошие взаимоотношения, что значит дружить, кого можно назвать настоящим другом. В характеристику «настоящего друга» наряду с умением оказать помощь, сочувствием, умением порадовать чем-то включается и уважение к интересам и деятельности друга, бережное отношение к результатам его труда.
Часто дети небрежно относятся к результатам труда сверстников. Один сложил аккуратно игрушки — другой их тут же разбросал. Не обращать внимания на такие факты нельзя, так как они характеризуют формирующиеся между детьми взаимоотношения.
Как известно, дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности в совместной образовательной деятельности, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело действий.
Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить, как следует договариваться, учитывая желания друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задания между собой, выслушивать мнение товарищей.
Способы сотрудничества формирую у детей постепенно. Вначале предлагаю несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задания постепенно усложняю.
Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед дошкольниками задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск.
Сформированные в совместной образовательной деятельности способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, так как мои разъяснения о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовываются воспитанниками в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий ребята переносили и в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру, а также в повседневное общение.
Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.
Наблюдение показывает, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. С этой целью необходимо создавать в детском саду условия для совместной игровой, творческой, образовательной деятельности, в которой ребёнок может проявить себя как активный деятель, партнёр, раскрыть свои индивидуальные способности, особенности своих товарищей.
Недаром древнеримский политик и философ Цицерон говорил: «Ведь в мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить её из жизни- всё равно, что лишить мир солнечного света».