Елена Голеусова
Воспитание дружеских отношений у дошкольников на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания.
Совместная двигательная деятельность детей, разнообразие физических упражнений, способов организации дошкольников, эмоциональная насыщенность, ритмичность, музыкальность и эстетичность движений создают широкие возможности для накопления опыта положительного опыта взаимодействия старших дошкольников со сверстниками. Социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях, чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность.
Публикация «Воспитание дружеских отношений у дошкольников на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
«Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству». Доброжелательные отношения дошкольников в процессе физкультурных занятий представляют собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной двигательной деятельности.
о них, испытывать радость и удовлетворение от встречи с ними». Для доброжелательного отношения, считает Е. Э. Шишлова, характерно: умение доставить приятное, радость другим. Т. И. Ерофеева
Совместная деятельность является важным каналом воспитания доброжелательных отношений, она позволяет ставить общие цели, осуществлять совместный процесс решения и его коррекцию, продуцировать новые инициативы, проявлять творчество, координировать свои замыслы и действия с другими людьми. Совместная деятельность задает личностные новообразования по мере того, как ребенок становится ее субъектом. В активном взаимодействии со сверстниками в процессе разнообразных движений дошкольники не только приобретают двигательный опыт, но и опыт общения.
В современных исследованиях двигательная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на физическое развитие и двигательную активность, как средство разностороннего влияния на ребенка. В старшем дошкольном возрасте физические возможности детей увеличиваются. Дошкольники уже хорошо владеют большинством основных видов двигательных действий. Это дает возможность более широкого использования физических упражнений для целенаправленного развития и воспитания личности ребенка, обогащения культуры общения со сверстниками.
Широкое использование совместных упражнений будет, способствует воспитанию сотрудничества, требующему умения договориться, согласовывать свои действия с детьми, положительно реагировать на возникшее рассогласование в движениях и т. д. В ходе основных движений возникают ситуации, cтaвящихся детей перед необходимостью содействия сверстникам. Дошкольники могут привлекаться к оказанию помощи друг другу, что способствует воспитанию заботливого отношения к тем, кто в ней нуждается.
Таким образом, можно отметить, что соответствующая обстановка в процессе выполнения основных движений побуждает детей к большей самостоятельности и инициативе в проявлении доброжелательных отношений. В условиях совместного выполнения разнообразных движений у детей развивается умение переживать удовлетворение от успешных совместных действий, получать опыт проявления внимания, и т. д., что обеспечивает переход к более сложному нравственному содержанию, более устойчивым, осознанным проявлениям доброжелательности. Большие воспитательные возможности таят в себе разнообразие сложных двигательных действий, входящих в основные движения, которые являются обязательным компонентом физкультурных занятий. Совместная деятельность в процессе выполнения основных движений на занятии при использовании разных способов организации создает благоприятные условия для воспитания доброжелательных отношений дошкольников.