Метечко Алла
Воспитание дошкольников на традициях народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №411» г. Перми.
Воспитатель : Метечко Алла Арсентьевна.
«ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ».
Публикация «Воспитание дошкольников на традициях народной культуры» размещена в разделах
Когда мы начали работу по патриотическому воспитанию, то серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. По мнению А. П. Усовой, в народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Безусловно, и раньше велась определё нная работа: детям читались сказки, знакомили с русскими пословицами, поговорками, песнями, хороводами, проводились занятия по ознакомлению с народно-прикладным искусством, декоративными росписями и т. д.
Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства, Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
Для этого в группе был оформлен уголок народного творчества. Основной задачей создания уголка было не в создании музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Мы разместили некоторые экспонаты: чугунные утюги, лапти, корзинки; домашняя утварь: кринки, кувшины, миски, чугунки. В младших группах мы давали только название предметов и демонстрировали их функциональное назначение, в старших-подчёркивали историческую преемственность с современными аналогами. Например: лучина – свеча – керосиновая лампа –электрическая лампа. Кроме того, знакомили детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. д., а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном использовались деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная).
Организации таких бесед предполагала использование методов и приёмов, стимулирующих познавательную активность детей, так как им самим надо было догадаться, для чего нужен тот или иной предмет, как он использовался. Детям загадывались народные загадки, использовались пословицы и поговорки.
В процессе знакомства детей с прошлым мы использовали пособие «Лента времени». С виду – простая лента, состоящая из трё х частей разного цвета: голубого – это прошлое, белого – настоящее, розового – будущее. Она помогала детям понять одну из самых сложных категорий – время. Сопоставляя различные предметы (современные и старинные) между собой, располагая их вдоль ленты времени, детям легче представить прошлое, настоящее и будущее, взаимосвязь этих понятий. Дети с удовольствием рассуждают, что навсегда ушло в прошлое, что из прошлого сохранилось и живёт в настоящем, что перейдёт в будущее, в каком качестве. Раскручивая ленту, мы и сами постигаем быстротечность настоящего, богатое историческими событиями прошлое и необозримость будущего.
Более подробно хочется остановиться на таком методическом приёме, как использование особого персонажа – домовёнка Кузи. Его «жилище» находится за печкой. Домовёнок очень любит общаться с ребятами. Кузя – большой шутник, весельчак, затевает с ними разные игры и забавы. Дети принимают его за своего товарища и очень дорожат дружбой с ним. Он – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Когда домовёнок рассказывает о давнем прошлом, его истории вызывают большое доверие детей. Однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что знают ребята о ней.
В нашем уголке дети встречаются с подлинными предметами крестьянского быта, доступными не только для рассматривания. Их можно взять в руки, ощутить тепло дерева или холод металла, сравнить вес берестяного туеса и глиняной корчаги; попробовать спрясть нить из кудели, сплести коврик, поиграть на ложках, трещотках, дудочке Без этого ребёнок дошкольного возраста не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде.
Конечно, традиции народной педагогики во многом утрачены, далеко не каждая современная семья имеет «общий досуг», «общий стол», «общий труд», но тем не менее, результаты социологических опросов и анкетирования семей наших воспитанников свидетельствуют о том, что родители хотят видеть своего ребёнка прежде всего уверенным в своём будущем, счастливым, умным и честным.