Наталья Балакирева
Консультация «Воспитание детей в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
§1. Организация самостоятельной деятельности детей и планирование
воспитательной работы по руководству игрой
§2. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада
§3. Развитие детского творчества и игрового замысла
§ 1 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Публикация «Консультация „Воспитание детей в игре“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО РУКОВОДСТВУ ИГРОЙ
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации
самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на
полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы?
Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на
участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как
устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения
быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей,
творческое развитие каждого ребенка.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов
воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.
Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных
для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или
несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате
и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной
деятельности малышей.
Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с
дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические
игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми
дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки,
игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на
полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять
игрушку, но и проследить за игрой ребенка.
С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками,
вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с
небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания,
полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться
дидактическими игрушками.
Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки)
целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши
еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования,
лепки, но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.
Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы, и
природный материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития ходьбы, бега
и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и
формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение,
какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно
протекать в форме равноправного доброжелательного сотруднечества
взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное
воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами,
полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу
следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.
Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может
ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы,
обращаясь к одому ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля
зрения остольных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры
можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком –
поиграть в «прятки»,приласкать его; другому – показать как правильно
сложить пирамиду; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним
о впечатлениях после поездки в метро.
Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое
значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он
показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные
игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника,
помочь ему.
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время
специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым
опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления
детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству
игрой.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму
существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве
воспитательным процессом.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального
мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его
возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического
руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения
всевозможных игр.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников
(коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия,
гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских
умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в
наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
§ 2 ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В
эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,
у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе
которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,
память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того,
игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой
стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности
игрв, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их
называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятнльности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность
ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой
условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много
настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания
подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки,
но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или
моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не
боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не
копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с
личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его
реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие
отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить
оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги,
бутафоры, декораторы, актеры.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в
общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к
ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой
другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности
поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои
действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать
целенаправленность.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств
дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на
поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе
повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают
дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя,
чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим
поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания,
полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение
и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и
рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и
говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более
понятным.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения;
нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому
хочется подражать,что он говорит. Воображение проявляется и развивается
также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем
отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо
подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому.
Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей
полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в
хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо
развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и
взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей
товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае,
если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные
поступки, взаимоотношения.
Н. К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с
трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами
деятельности; в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее
выполнение. По мнению Н. К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту
мысль развивает А. С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа
на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость
творчества, чувство ответственности.
«Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие
человека в общественном производстве, в создании материальных,
культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких
целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним
отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и
психическим усилиям, которые необходимы для работы»1.
Идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко лежат в основе советской педагогики
игрыю
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам
мамы и бабушки, работе воспитателя, врачаб учителя шофера, летчика,
космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому
труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в
нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать,
как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном
образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и
медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок
вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы
делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а
убирая участок, становится дворником.
В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом
за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий
при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников –
рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства
отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской
деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре
и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут,
вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего
развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим
определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В
«Программе воспитания в детском саду» указано, что игра – важнейшая
самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для
становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для
каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью
игры.
Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики
дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что
придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что
роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в
играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и
своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного
руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей,
установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если
педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает
замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно
расказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой
деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много
новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и
необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного
театра, зоопарка.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных
профессий. Во всех детских садах ребята возят самолетах. Повсюду в нашей
стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города.
В этих играх специфика труда и быта каждой республики, каждой области.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к
разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их
увлекательными, насыщенными действиями.
Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты
игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а
комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и
чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя,
копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение,
самостоятельность, непосредственность. В высказываниях великих педагогов
– К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко игра рассматривается как
самостоятельная творческая деятельность детей.
“Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской
инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели…
Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их,
навязывать им те или иные игры…”1.
“Мы на ребят должы влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать
известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое
слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на
наблюдении окружающего…”2.
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей,
необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему
подражают именно данному герою, изображаютданное событие.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой
переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и
повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает
к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей
новизной.
Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных
впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей
игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный
путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию
жизни, влияние на воображение и чувство детей.
Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети
только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим,
ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения
их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо
глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы
они захотели подражать им.
Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности
ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир,
впервые заставляет задумываться над тем, “что такое хорошо и что такое
плохо”. Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо
помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков,
чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев
литературных произведений.
Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое
прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал
для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач,
а также предач о событиях, которыми живет наша страна.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и
ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни
дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель.
Перед началом игры воспитатель спрашивает : “Во что будете играть? Что
построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны
вам?” Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной
сюжет, который в дальнейшем может измениться.
Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер,
становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте
больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим
придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь
словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась
идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа,
в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры
действующих лиц, их переживания.
При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому
ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением
товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует
большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех
детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В
игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка,
интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его
познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к
будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и
счастливой.
§ 3 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА
Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной
деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От
воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем
обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Н. К. Крупская в речи на третьей конференции по дошкольному воспитанию
(1926 г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо
формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых
работников» во всех областях труда. «…Если мы понаблюдаем, как
развивается та или другая способность, то мы видим, что решающим
является сплошь и рядом какое-нибудь переживание раннего детства». Н. К.
Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать
детское творчество.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших
детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей
детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их
деятельности по сравнению с ранним детством.
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный
характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это
подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять
идее, т. е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже
школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной
форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом
его рисунка, игры или рассказа».
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных
впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в
замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления
задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой
искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях,
передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать
предстаящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который
реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать
творческие способности ребенка, целенаправленноне воображение, побуждать
его в любом деле идти от мысли к действию.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать
им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность,
воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний
и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности»
ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков»1. При
правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого
уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом,
тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения,
опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического
отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают,
прокладывают путь к новым достижениям в этой о бласти, дают перспективу
для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка»2.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой
деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к
замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и
представления, в искренней передаче своих чувств.
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели
искусства. К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру
которых всегда отличает вера и правда. Поэт П. Антокольский утверждал,
что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства.
«Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком
схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе,
в необыкновенном развитом инстинкте подражания»3.
Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается
в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.
В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им.
Испытывает ли ребенок эти чувсва или только изображает их? Какое влияние
оказывают они на формирование его морального облика?
И. М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в
сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание
их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у
ребенка4.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения
задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики,
употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам
игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюду естественно
возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций
развития игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя –
поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению
игрушек, помочь ему в этом.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и
обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений,
от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой
проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие
творческого замысла.