Приложение МААМ

Воспитание детей в игре

Елена Штабная
Воспитание детей в игре
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : Воспитание детей в игре

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекает и привлекала к себе внимание исследователей, причём не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся в мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, в неисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

Публикация «Воспитание детей в игре» размещена в разделах

Большинство современных учёных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развитии общества. В начале XX в. у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра.

Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра- это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г. В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912).

Г. В. Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Он пришёл к выводу, что игра имеет много вековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом, Г. В. Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Плеханова, в истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Плеханова, предшествовала труду. В этом и заключается социальное значение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами. Возражая своему современнику немецкому психологу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстинктов, Г. В. Плеханов выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности.

Мысли Плеханова получили развитие в трудах новых поколений учёных, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребёнка последующую трудовую деятельность?

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развития ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребёнка в обществе. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях. Возникли игры упражнения, в ходе которых ребёнок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.

Наконец,. С возникновение различных ремёсел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями. Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребёнку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребёнок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врождённых инстинктов, а в результате вполне определённых социальных условий жизни ребёнка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные много вековой историей человечества. Таким образом, современная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Как уже говорилось выше, игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К. Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания»(1867) Ушинский определил игру, как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «….материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» писал К. Д. Ушинский.

Окружающая ребёнка действительность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка - дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника. По мере развития ребёнка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему не доступна. В игре ребёнок берёт на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Ребёнку свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всём их многообразии представляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливые слова Н. К. Крупской об игре как «серьёзной форме учения».

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребёнку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимных симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом».

В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности как тру, учение. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения. Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.

На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состоятся и учебная деятельность, указал В. В. Давыдов. это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающими этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы – заместители, символические действия. Широкое использование предметов – заместителей в игре в дальнейшем позволит ребёнку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.

Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развёртывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребёнку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребёнок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает»

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутренне содержание.

Н. К. Крупская подчёркивала полярное влияние игры на развитие ребё нка в зависимости от содержания деятельности: путём игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребёнка.

Однако, направляя игру в нужное русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Публикации по теме:

Реферат «Воспитание детей в игре» РЕФЕРАТ Тема: «Воспитание детей в игре» Выполнила: Воспитатель ДОУ Ковалева Нина Сергеевна 1 Игра в педагогическом процессе детского сада.

«Воспитание дружеских отношений в игре». Консультация для родителей Консультации для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна.

Воспитание дружеских отношений в игре Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Воспитание дружеских отношений в игре Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи,.

Консультация для родителей «Воспитание детей дошкольного возраста в игре» «Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький Дошкольное детство - важный период становления.

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности.

Воспитание детей в игреВоспитание детей в игре Игра-самоценная деятельность для дошкольников, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий,отношений, позволяющая.

Воспитание дружеских отношений в игре Воспитание дружеских отношений в игре Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи,.

Воспитание дружеских отношений в игре Игра - средство всестороннего развития ребенка. Дошкольное детство - короткий, но значительный период становления личности. В эти годы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей в игре
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 15:05
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей в игре» (включая файлы) размещена пользователем Елена Штабная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД