Светлана Иванова
Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена проблеме значения народной культуры в воспи-
тании детей дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы воспи-
тания дошкольников на традициях народной культуры, приводятся при-
меры подготовки и организации народных праздников в детском саду.
Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народ-
Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
ной культуры на современном этапе развития отечественной систе-
мы образования является приоритетным и определяющим дальней-
шее становление формирующейся личности ребенка в целом.
Особое внимание отечественные исследователи, педагоги
и эксперты уделяют такой проблеме, как нравственное воспита-
ние детей, в особенности старших дошкольников. Этот период
детства обусловлен определенным возрастом, в котором ребенок
усваивает правила поведения в обществе, нравственные нормы
и моральные установки. Именно в этом возрасте формируются
первые знания, умения и навыки, которые станут первоосновой
воспитания и окажут значительное влияние на всю его последу-
ющую жизнь. Ребенок учится ориентироваться в окружающем
мире, в отношениях с другими детьми и взрослыми, он получает
первый опыт собственных действий и поступков, приобретает
навыки действий согласно правилам морали и этики, которые он
начинает усваивать. В дошкольном возрасте формируется база
для освоения и закрепления в будущем новых знаний, умений
социального характера, складывается основа характера, тип со-
циального поведения.
В особенности значимо в этом возрасте нравственное воспи-
тание, поскольку оно считается первоосновой приобщения детей
к морали, культуре. За счет него ребенок изучает общие социаль-
ные правила, по которым он будет взаимодействовать с другими
людьми, окружающим его миром. Поэтому знание, постижение
основ народной культуры, как проблемы нравственного воспита-
ния подрастающего поколения, прежде всего, связано с аспектами
преемственности культуры, передачи достижений от одного поко-
ления к другому, а значит, встаёт вопрос о сохранении культуры
прошлого и её интеграция в современность у целого народа как та-
кового, имеющего свои глубокие исторические корни. В передаче
основ культурного наследия подрастающему поколению, начиная
с дошкольного возраста, заложена память по сохранению и выжи-
ваемости нашего народа на протяжении многих тысячелетий.
Еще в конце XIX в. начале ХХ в. С. А. Рачинский в своих
работах отмечал, что народная песня, народная сказка являют
«живучие отголоски живой веры иного миросозерцания» и сле-
дует спасать от забвения отголоски русской народной культуры,
воспетые веками нашими мудрецами и простым народом.
Сейчас понятно, что назрела необходимость более настой-
чивой переориентации всей системы отечественного образова-
ния, и дошкольного образования в частности, на национальные
интересы, основу которых составит отечественная система исто-
рически сложившихся ценностей и традиций русской культуры.
Только таким образом можно сформировать у детей, а в дальней-
шем молодых людей бесценное богатство, накопленное многими
поколениями: нравственные устои, традиции, духовные и исто-
рико-культурные ценности. В этом, на наш взгляд, состоит под-
линное значение народной культуры в воспитании подрастающе-
го поколения, и начинать это воспитание следует с дошкольного
возраста.
Знакомя малышей с народной сказкой, колыбельными пес-
нями, народными играми, мы словно воскрешаем в детях генети-
ческую память о наших предках: их отношение к миру Природы,
царству животных, птиц, взаимоотношению людей, победы до-
бра над злом, т. е. исторически обусловленному образу жизни на-
рода, соответствующего его духу, сознанию и самосознанию. Как
проявление народной культуры, педагоги передают основные
константы, определяющие народ как целостный организм через
язык, устное народное творчество, историю и ценности.
В настоящее время практически во всех дошкольных учреж-
дениях/организациях в тех или иных формах воспитатели зна-
комят детей с такой важной традицией народной культуры, как
фольклор. Однако фольклорные праздники рассматриваются как
одна из форм развлечения, забывается о том, что фольклор прояв-
ляется, с одной стороны, в понимании, отображении особого спо-
соба осмысления мира, в котором нравственные идеалы склады-
ваются постепенно, путём отбора самого ценного с точки зрения
общественного блага, народных представлений о мироздании, а с
другой – искусство слова.
Именно в русской фольклорной речи отмечается передача
настроений – ласковость, ненавязчивая поучительность, твер-
дость духа, внимательное отношение к собеседнику, присутствие
в разговоре природных сил или сопровождение, включение их
в разговор. Поэтому мощным эмоциональным средством воспи-
тания дошкольников и выступают : русские пословицы, сказки
и песни как кладезь мудрости, свод жизненных правил, истори-
ческая память народа.
Сущностными характеристиками русской народной культу-
ры, помимо народной веры, языка, литературы, отечественной
истории, является народное творчество, проявляющееся в целом
наборе его отдельных составляющих от фольклора до ремесла.
Примером того, как педагоги в дошкольных учреждениях/
организациях знакомят ребят с основами народной культуры, мо-
жет выступать комплекс мероприятий, основанный на традициях
русской народной культуры. Примером могут выступать празд-
ничные мероприятия: «Русское слово», «Праздник речки и рус-
ского дерева», «Живой родник», «Зелёные святки», «Праздник
русского костюма», «Народные ремёсла», «Осенины», «Русский
быт», «Зимние забавы и игры» и др.
Желательно, чтобы такая работа имела не стихийный, а си-
стемный характер. В подготовке к каждому праздничному собы-
тию принимали бы участие не только сотрудники детского сада,
но и члены семей воспитанников.
Например, при подготовке к «Осенинам» педагоги знакомят
детей с особенностями этого события через сказки, игры, песни,
предметы декоративно-прикладного искусства. Это могут быть
выставки детских работ, а также совместные выставки детей и их
родителей: фото- и видеоматериалы по родным местам, работы
людей на земле (как пашут землю, сажают растения, собирают
урожай и др., приглашение родителей с рассказом об их труде,
совместные чаепития, короткие досуговые мероприятия («Встре-
ча с Бабушкой-Загадушкой», народные игры и др.). Ребята могут
подготовить мини театрализованные представления по сказкам
или защиты проектных/исследовательских работ у детей старше-
го дошкольного возраста. Дети подготовительной группы могут
показать малышам кукольный театр по народной сказке.
Одной из форм подготовки к празднованию «Осенин» может
стать музыкально-танцевальный конкурс и/или конкурс чтецов
на осеннюю тематику и т. п. Родители могут подготовить своим
детям элементы костюмов, а может и принять участие в тех или
иных мероприятиях. Здесь, конечно, все зависит от того, какую
роль в подготовке данного события окажет старший воспитатель/
методист детского сада и, безусловно, профессиональный опыт
сотрудников детского сада: воспитателей, музыкального руководи-
теля, педагога по физической культуре, психолога, логопеда и т. п.
На примере организации каждого праздника будет видна
роль каждого члена педагогического коллектива детского сада:
опытные воспитатели могут подсказать молодым, как работать
с родителями, начинающие педагоги могут иметь возможность
высказывать свои идеи и претворить их в жизнь детского сада.
Такое взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения
и родителей поможет объединить разные группы взрослых в до-
стижении одной цели – познакомить и дать всестороннее пред-
ставление детям о таком празднике, как «Осенины».
Осуществляя подготовку к празднику, не только дошколь-
ники, но и многие взрослые узнают о родной культуре, родном
крае много нового. Подобная форма взаимодействия сближает
всех субъектов образовательного процесса, где каждый человек,
будь то взрослый или ребенок, начинает по-иному воспринимать
значение народной культуры, носителями которой они сейчас яв-
ляются. По-другому люди начинают относиться друг к другу: ро-
дители по-другому начинают воспринимать труд педагогов, кото-
рые передают детям основы народных традиций и национальных
ценностей, между педагогами детского сада формируются более
прочные профессиональные связи, а дети всегда с радостью и во-
одушевлением будут ждать новых праздничных событий.
Таким образом, прививая детям дошкольного возраста осно-
вы народной культуры, мы показываем ребятам не только приро-
ду родной страны, но и передаем духовную жизнь народа, сти-
мулируем развитие сознания и самосознания формирующейся
личности подрастающего поколения.
Список литературы
1. Сухова Е. И., Шматок Л. В. Использование русских народных
традиций в формировании национально-культурной идентичности стар-
ших дошкольников // Психология и педагогика XXI века. Современные
проблемы и перспективы: сб. ст. междунар. науч. -практ. конф. Уфа:
АЭТЕРНА, 2017. С. 207–210.
2. Сухова Е. И., Лунгу О. А. Приобщение дошкольников к устному
народному творчеству через сказку // Дошкольник. Методика и практика
воспитания и обучения. 2020. № 3. С. 65–69.
3. Шматок Л. В., Сухова Е. И. Педагогические условия эффектив-
ности становления национально-культурной идентичности старших
дошкольников средствами русских народных традиций в дошкольной
образовательной организации // Нравственное воспитание в современ-
ном мире: психологический и педагогический аспект: сб. ст. междунар.
науч. -практ. конф. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 244–229.