Кристина Латышева
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. Именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма. В становление функциональных систем организма закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни.
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Здоровье – это не только отсутствие болезненного состояния, оптимальной работоспособности, эмоционального тонуса, но и фундамент будущего благополучия личности. Поэтому, главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду, являются:
- формирование у них представлений о здоровье - одной из главных ценностей жизни;
-обучение ребёнка правильному выбору, в любой ситуации, только полезного для здоровья и отказа от всего вредного;
- привитие ребёнку с малых лет правильного отношения к своему здоровью и ответственности за него.
Эти задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- двигательная деятельность, прогулки
- рациональное питание
- соблюдение правил гигиены
- закаливание. Ведь, действительно, использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закалённым, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды.
Работать над формированием представлений о здоровом образе жизни должны как воспитатели в ДОУ, так и родители дома.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников :
- формировать представления о том, что быть здоровым хорошо, а болеть плохо, о некоторых признаках здоровья
- воспитывать навыки здорового поведения : двигаться, есть побольше овощей и фруктов, мыть руки, не злиться, не волноваться, быть доброжелательным, больше бывать на свежем воздухе, развивать умение рассказывать о своём здоровье, вырабатывать навыки правильной осанки.
В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводятся в основном к комплексу профилактических мероприятий, т. е. утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».
Учеными доказано, что здоровье человека на 7-8% зависит только от здравоохранения и более чем на половину - от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и родителей, которым, к сожалению иногда не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.
Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников :
Дать представление о человеке : о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.
Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши и т. д., дать представление о том, что каждая часть тела выполняет определенные функции.
Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.
Учить проявлять осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т. д.)
За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.