Люба Щербакова
Воплощение национально-регионального компонента в среде дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Национально-региональный компонент – это родная природа, культурное наследие – памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др. В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Публикация «Воплощение национально-регионального компонента в среде дошкольной организации» размещена в разделах
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Республики Адыгея «Об образовании», с учетом основных направлений модернизации общего образования и является основой для разработки образовательных программ дошкольных образовательных учреждений Республики Адыгея.
Согласно ФГОС дошкольного образования, часть рабочей образовательной Программы, формируемая участниками образовательных отношений, которая должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов, и в частности, может быть ориентирована на специфику культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Это благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно- патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Поэтому, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой родины – с того места, где ты родился и живешь.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Современные требования к организации образовательного процесса в ДОО с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами ДОО дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Среди направлений образовательной программы дошкольной организации важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе в составе Российской Федерации.
Основными целями регионального компонента являются :
создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
обеспечение единства образовательного пространства;
приобщение детей к национальным традициям, к особенностям национальной культуры своего народа, к многообразному миру музыкального, изобразительного, литературного искусства Адыгеи.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
интеграция – предполагает отражение тематики в планировании образовательной деятельности, выделенных в лексических неделях, включая региональный компонент в приоритетное направление ДОО;
формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
организация эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования;
использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольной организации.
Национально-региональный компонент – это важнейший институт сохранения языка, традиций, культуры, обычаев Адыгейского народа. Воспитательно-образовательная работа ведётся в соответствии с Законом «О языках народов Республики». В свою очередь, национально-региональный компонент изучается в объеме, предусмотренном базисным планом дошкольного общеобразовательного учреждения.
Примерный
общий допустимый объем образовательной нагрузки
в блоке совместной образовательной деятельности
взрослых и детей
Доля времени,
отведенного на
реализацию национально-регионального компонента
5-6% от инвариантной
части по каждой
образовательной области
Возрастная группа
3 – 4 минуты 2 – 3 года
Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее:
установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада;
обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.
Основные
функции
дошкольного образовательного учреждения
по реализации
регионального
компонента Обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры
Достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность
Включение в образовательную деятельность
Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т. е. национально-социальный опыт.
Таким образом, национально-региональный компонент
это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе;
во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:
обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов республики Адыгеи, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной, географической, культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Реализация задач национально-регионального компонента осуществляется в рамках:
проектной деятельности;
кружковой работы;
организации взаимодействия с родителями воспитанников;
смотров-конкурсов, выставок, фестивалей;
пополнения мини-музея;
организации праздников и досугов.
Средства приобщения воспитанников к культуре народов, населяющих Республику Адыгея
Художественная литература
Музыкальный фольклор
Декоративно -прикладное искусство
Народные
игры
Программно-методический материал национально-регионального компонента выстраивается по разделам:
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Цель: развивать культуру ребёнка, как основу любви к Родине, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края.
Задачи: познакомить с символикой Республики, с историей, с орнаментом, особенностями народных промыслов Адыгеи и других Республик; формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства.
Музыка Цель: развивать эмоциональный отклик в процессе ознакомления с музыкальной культурой адыгского народа.
Задачи: воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора; знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, хороводы, пословицы, игры, с творчеством композиторов Адыгеи.
Живопись Цель: приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров.
Задачи: развивать интерес к искусству художников Адыгеи; учить понимать содержание картин; воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой авторских произведений; активизировать интерес к профессии художника.
Литература Цель: формировать интерес к творчеству писателей Адыгеи.
Задачи: знакомить с жизнью и творчеством Адыгейских писателей; развивать устную речь и активизировать речь через чтение книг, прослушивание магнитофонных записей, сбор иллюстрированного материала.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
Динамика усвоения национально-регионального компонента
в области «Социально-коммуникативное развитие»
Дошкольники знакомы с некоторыми достопримечательностями города Майкопа, могут замечать красоту его улиц и делиться впечатлениями с товарищами.
Динамика усвоения национально-регионального компонента
в области «Познавательное развитие»
Имеют представления о растительности родного края: деревья, кустарники, травянистые растения.
Календарно-перспективное планирование
по национально-региональному компоненту
в области «Речевого развития»
Литературное наследие Адыгеи складывалось с давних времен в виде народных песен, мифов, пословиц, поговорок, загадок.
Писатели в своем творчестве освещают исторические события, происходившие на территории нашей республики, а также выражают любовь к родной земле.
Слушая произведения поэтов и писателей, дети познакомятся с произведениями адыгских авторов.
(Группа раннего развития)
№ п/п. Мероприятия
национально-регионального компонента Источник
Сентябрь
1. Знакомство с адыгейскими народными инструментами
2. Заучивание стихотворения «Сад» Куек Н.
3. Чтение сказки «Козел и волк» с. 47
4. Народная игра «Къангъэбылъ» (прятки) с. 11
Октябрь
5. Чтение стихотворения «Про котенка» Чуяко. Дж с. 151
6. «Адыгэджьэгу» обучение элементам народного танца
7. Заучивание стихотворения «Считалка» Куек. Н.
8. Рассказывание сказки «Лиса и петух»
Ноябрь
9. Чтение стихотворения «Новоселье» Жанэ. Къ с. 151
10. Театрализованная игра «Кто сильнее»
11. Разучивание песни «Ор-Орэу»
12. Нар игра «Хъамлъащэ» (скаканье на одной ноге)
Декабрь
13. Заучивание стихотворения «Первый снег»
Нехай. Р
с. 155
14. Разучивание песни «Осыркъесы» «Жъэгъобын» журнал
15. Театральная игра «Петух-хвастун» с. 68
16. Чтение стихотворения «К нам новый год идет» Чуяко Дж. с. 161
Январь
17. Раскрашивание пальчиками «Саедах»
18. Игра-драматизация по сказке «Старый кот и мыши»
19. Волшебное звучание адыгейской гармошки аудиозапись
20. Разучивание стихотворения «Снег"» Куек. Н.
Февраль
21. Чтение стихотворения «Мой папа шофер»
Жане. К.
с. 172
22. Лепка «Хьатыкъ»
23. «Нысхьапэр тэгъэчъые» (уложим куклу спать)
24. Просмотр мультфильмов на адыгейском языке
Март
25. Заучивание стихотворения «Колыбельная»
Жэнэ. Къ
с. 183
26. Разучивание потешки «Мяу-мяу сикушъ» с. 203
27. Лого ритмика «Лъаб-лъаб» с. 204
28. «Кушъэхьапх» знакомство с народными традициями
Апрель
29. Чтение «Индюшиный нос»
Жане. К
с. 150
30. Пальчиковая игра «Домик для птиц»
Куек. Н.
с. 286
31. Заучивание стихотворения «Песенка весны» Куек Н.
32. Рассказывание сказки «Аргъой хэмэяпщик lодыкl» Панеш. Х.
с. 158
Май
33. Чтение сказки «Старик» с. 48
34. Слушание детских песен адыгейских композиторов
35. Рассматривание альбома «Животные нашего края»
36. Заучивание потешки «Лъабытий"» с. 204