залина бесолова
Конспект интегрированной НОД в старшей группе в рамках проекта «Волшебный мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
«Откуда берется звук?»
Конспект интегрированной НОД в старшей группе в рамках проекта «Волшебный мир звуков».
Музыкальный руководитель - Бесолова З. С.
Педагог по изодеятельности - Кайтукова Тамара Руслановна.
Воспитатель - Дзиова А. М.
СП МБДОУ «Детский сад №7» г. Алагир (д/С №6)
2023г.
1 часть: «Откуда берется звук?»
Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в старшей группе в рамках проекта „Волшебный мир звуков“» размещена в разделах
Задачи:
• воспитывать интерес к звучащему миру
• развивать наблюдательность
• развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
• учить извлекать звуки из различных предметов и определять характер их звучания
• развивать творческие, художественные и музыкальные способности детей, активизировать психические процессы и обогащать эмоциональную сферу.
• учить детей навыкам работы с масляными мелками.
Ход занятия.
Слайд 1. Заставка с названием. Музыка для входа.
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Но сначала поздороваемся.
Слайд 2. На экране разные животные.
М. Р. Кого вы видите на экране? Все эти животные издают разные звуки. Выберите себе любое из них и поздоровайтесь его голосом, при помощи звуков, которые оно издает. Здороваемся.
М. р: Мы сейчас с вами издавали разные звуки. Но кроме них, в мире еще множество других звуков. И мы отправляемся с вами в мир волшебных звуков. Давайте помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас.
Слайд 3. Звуки мира. (дети минуту слушают)
М. Р. Итак, что вы услышали?
Дети: Шаги и речь людей, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.
М. Р. Как можно назвать такие звуки? Они называются – шумы.
М. Р. Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.
Фонограммы различных шумов (а. Буренина «театральные шумы»).
Дети угадывают.
М. Р. Ребята, звуки, которые мы слушали – это бытовые шумы. А кроме них, какие еще звуки есть в окружающем нас мире? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам спеть песню.
Исполняем песню «Уалдз г».
М. Р. Звуки, которые мы с вами издавали – какие они? Правильно, музыкальные! А кто или что их может издавать? Верно, люди или музыкальные инструменты. А вы можете отличить бытовые звуки от музыкальных? Давайте, проверим это.
Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки».
Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.
Музыкальный руководитель:
Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.
«Музыкальные» - поднимаете синие карточки,
«Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.
• Пение мальчика (муз.)
• Скрип двери (не муз.)
• Звучание женского хора (муз.)
• Шум моря (не муз.)
• Подметание пола щеткой (не муз.)
• Стук мяча (не муз.)
• Игра на скрипке (муз.)
• Игра на фортепиано (муз.)
• Шум трактора (не муз.)
• Звучание симфонического оркестра (муз.)
М. Р. Молодцы! Мы все время что – то слышим, и мир вокруг нас – звучащий. Как же образуется звук? Об этом с вами хочет поговорить Ариана Майрамовна, которая пришла к вам сегодня с очень интересными предметами.
Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, балалайка, расчески по количеству детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?
(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).
• Что происходит с линейкой? Она дрожит.
• Заставьте звучать балалайку. Что вы для этого сделали? Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.
• Попробуйте извлечь звук из расчесок. Почему ваши расчески звучали? Что у расчесок дрожит? Какой звук у расчески – тихий или громкий?
Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.
Творческое музицирование
М. Р. Ребята, я предлагаю вам организовать оркестр из наших расчесок. Мы сыграем на них, как на музыкальных инструментах, а я буду солисткой, у меня тоже есть необычный музыкальный инструмент – ножницы. А у представителя какой профессии есть ножницы и расческа? Правильно, у парикмахера. Тогда сейчас мы исполним необычную ПАРИКМАХЕРСКУЮ польку.
Дети и музыкальный руководитель исполняют Парикмахерскую польку.
М. Р. А сейчас я приглашаю вас в нашу музыкальную мастерскую.
Музыкальная мастерская: «Волшебные коробочки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня здесь есть обычные коробочки из-под йогурта и резиночки. Как вы думаете, можно из них сделать какой-нибудь музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна? (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта).
Воспитатель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и резинки. Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий.
М. Р. Ребята, ваши новые инструменты мы обязательно используем в будущем. А сейчас я хочу рассказать вам что-то интересное. Тамара Руслановна недавно рассказала мне один секрет. Оказывается, звуки бывают не только тихие и громкие, шумовые и музыкальные, но и ЦВЕТНЫЕ! Хотите убедиться в этом?
Педагог по изодеятельности: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам сегодня не с пустыми руками. Я хочу подарить вам волшебную музыку. Она необычная, в ней живут краски. Давайте, послушаем ее и попробуем их найти в ней.
Слушание музыки: «Флейта и контрабас».
Педагог по изодеятельности: Ребята, что вы услышали? Какие инструменты звучали? А голоса у них были похожи или отличались? Верно, у флейты голос высокий, яркий, звонкий, а у контрабаса более низкий, глухой. А от чего зависит их голос? Правильно, от размера. А как вы думаете, какого цвета их голоса? Обсудить.
Дидактическая игра.
Педагог по изодеятельности: Ребята, посмотрите, у меня здесь есть целая палитра цветов на этих карточках. А вот и наши инструменты. Давайте, попробуем, слушая музыку, подобрать подходящие цвета для наших инструментов и сложить их рядом с ними на столе. Под музыку подбирают подходящие цветные карточки.
Педагог по изодеятельности: Достает раскраску с психоделическим рисунком. Ребята, смотрите, что у меня есть! Это рисунок, в котором и живет та самая музыка, которую мы с вами слушали. Только здесь чего-то не хватает… Правильно, красок! Все кусочки моего рисунка рассыпались. Их нужно раскрасить и собрать вместе, чтобы рисунок стал живым, чтобы он зазвучал. Давайте, все перейдем в нашу мастерскую и раскрасим эту музыку, которая изображена на бумаге.
Дети переходят в мастерскую и выполняют под музыку свое задание.
Работа ведется масляными мелками. Каждый ребенок раскрашивает свой фрагмент рисунка.
Педагог по изодеятельности: Наши кусочки готовы? А теперь мы можем их собрать вместе. Собирают. Видите, у нас получилась настоящая музыкальная картина.
Педагоги: Вам понравилось то, чем вы сегодня занимались? А что вам понравилось больше всего? А что было самое интересное? А с чем бы вы еще хотели поиграть? После всего, что вы сделали, у вас хорошее настроение? Тогда давайте, поделимся им с другими. Мы отнесем нашу музыкальную картину на выставку, где все смогут ее увидеть. Она будет радовать всех, а не только нас!
Дети относят картину на выставочный стенд.