Екатерина Вишнякова
Волшебный мир фольклера как средство всестороннего развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир фольклера как средство всестороннего развития детей раннего возраста
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А. В. Салтыков
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Очень важно привить детям чувство любви, уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура – это многовековой опыт искусства, материализованный в предметах искусства, труда и быта, это традиции, обряды, обычаи. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, её самобытность, уникальность, её социальные и духовные особенности. Однако, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создаётся ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующие поколения ценнейшего достояния народной культуры. Окончательно разрушить духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании актуально и естественно.
Публикация «Волшебный мир фольклера как средство всестороннего развития детей раннего возраста» размещена в разделах
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, музыкальной и изобразительной. Дошкольный возраст - самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Общество без традиций так же невозможно, как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача – особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа и освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Малый фольклор это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Мысль детей связана с конкретными образами, особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
Что же относится к малым формам фольклора?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.
Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать. Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной и совместной деятельности. Один из принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям ДОУ. Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.
Например:
1. Дождик «Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.
2. Петушок, петушок, Золотой гребешок,
Маслина головушка, Шелкова бородушка.
3. Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,
Зубки острые, Шерстка пестрая…
Пестушки:
1. Не плачь, не плачь
Куплю калач.
Не плачь, дорогой
Куплю другой.
Не плачь, не кричи
Куплю тебе три;
2. Ах, ты мой детеночек
Маленький козленочек
Серенький зайчоночек
Косолапый медвежоночек;
3. Не плачь, не плачь, Детка
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки
Для нашей потешки. ;
Созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка способствует соблюдение режима, а также формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Участие ребенка во время умывания должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее:
1. Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл носик, вымыл ухо,
Вытер сухо.
2. Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
А теперь перед едой
Руки вымоем водой.
Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.
Умница Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Сон – важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисицы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят,
Всему миру спать велят.
Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:
Чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шею шарфик теплый,
Таким образом, малый фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора. Использование малых форм фольклора помогает воспитателю и родителям более успешно организовать процесс адаптации ребёнка к условиям детского сада.
Список использованной литературы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
2. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание, № 9- 1991.
3. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Малыш, 1988.
4. Бедник Н. И. Хохлома. СПб. Художник, 1986г.
5. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001.
6. Т. А. Бударина, О. А. Макреева «Ребёнок в детском саду»; «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2010.
7. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.
8. Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М. : Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.
9. Охринцева С. Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е. : Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.
10. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образо-
вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное, испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - c. 336