Инна Буйневич
Познавательно-исследовательский проект «Волшебное семечко» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко» Дятьковского района
Познавательно-исследовательский проект
«Волшебное семечко»
средняя группа
Руководители:
Буйневич Инна Александровна, воспитатель
ДЯТЬКОВО
Актуальность
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебное семечко“ в средней группе» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Посадка и выращивание растений
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии познавательной активности детей, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Проблема
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста и развития, интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне».
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : февраль – март 2020.
Тип проекта :
• по методу – познавательно – исследовательский;
• по содержанию – ребёнок и природа;
• по количеству участников – групповой;
• по продолжительности – среднесрочный.
Цель проекта :
Дать представление о развитии растения из семени.
Задачи проекта :
• Знакомить детей с особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (фасоль, горох, томат, перец).
• Показать зависимость роста и развития растения из семени от внешних факторов.
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в дневнике.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев).
• Способствовать развитию исследовательских и познавательных способностей детей.
• Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Ожидаемые результаты:
1. У детей появится желание наблюдать за растениями, интерес и стремление ухаживать за ними.
2. Дети смогут различать некоторые виды растений, научатся правильно ухаживать за ними. Опытным путем выделят необходимые условия для их роста.
3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
4. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
Необходимые условия для реализации проекта :
• Интерес детей и родителей.
• Материальное обеспечение проекта.
• Методические разработки.
• Интеграция со специалистами детского сада.
Модель трё х вопросов:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы будем узнавать ответы?
1. Растения выращивают из семян.
2. Овощи растут на огороде.
3. Овощи полезны для здоровья.
4. Растения не растут зимой.
5. За культурными растениями нужно ухаживать.
1. Как правильно ухаживать за растениями.
2. Как правильно сажать семена.
3. Какие корни у растений и для чего они нужны.
4. Что необходимо для роста и развития семян.
1. Спросить у родителей, бабушек, дедушек.
2. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений.
3. Попробуем посадить семена овощей сами и понаблюдаем за ними.
План реализации проекта
I этап – Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта :
Игровая мотивация. В уголок природы размещаем незнакомую детям коробку с разнообразными семенами и картинками овощей. Играя, дети замечают эту коробку и спрашивают, что это и как с этим играть. Наш ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например, на нашем окне. Далее мы обсудили ряд вопросов: «Что это за семечки?», «Как посадить эти семечки?», «Как можно вырастить урожай на нашем окне?». Отсюда и возникла тема «Огорода на окне», а наш проект мы назвали «Волшебное семечко».
В группе детского сада на подоконнике обустроили «огород». В приобретении необходимого оборудования (контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, почва, семена, луковицы) помогли родители.
Изготовили таблички - указатели с картинками растений, которые будем выращивать.
Подобрали художественную литературу для чтения: поговорки, загадки, стихи, сказки; дидактические игры по теме проекта; демонстрационный материал.
Оформили календарь наблюдений за развитием растений.
Для наблюдения за корневой системой подготовили «прозрачный огород».
II Этап (практический)
Совместная деятельность воспитателя и детей
Познавательно-исследовательская деятельность :
Рассматривание иллюстраций по теме проекта, альбомов «Овощи и фрукты», рассматривание коллажа «Полезные и вредные продукты»; работа с лупой «Удивительное семячко», «Что такое корни» (наблюдение за корнями черенков смородины и лука); экспериментирование «Помощница вода», «Свойства почвы»; использование метода игрового проблемного обучения «Что будет, если?». Создание сказочного зелёного уголка. Посев семян томата и перца, посадка лука. Посадка семян гороха и фасоли в «прозрачном огороде» для дальнейшего наблюдения за корневой системой. Цикл ежедневных наблюдений за ростом и развитием растений.
Продуктивная деятельность:
Лепка «Овощи на нашем столе», «Корзина с овощами», «Наш огород» (коллективная работа).
Аппликация: «Огурцы и помидоры», «Банка с овощами».
Рисование: «Мое любимое растение», «Самый вкусный овощ».
Коммуникативная деятельность:
Рассматривание, сравнение и описание некоторых объектов. Построение высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений.
Составление рассказа «Что мои родители делают на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде.
Чтение стихотворений: С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения Дж. Родари «Чиполино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Беседы: «Правила ухода за всходами», «Что нужно для роста и развития растений», «Безопасное использование инструментов – помощников», «О пользе овощей и фруктов».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Собери растение», «Что сначала, что потом…», «Инструменты садовника», «Узнай на вкус», «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию».
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Поливаю огород».
Музыкально – театрализованная деятельность:
Прослушивание песен русского народного фольклора. Хороводная игра под музыку «Есть у нас огород», театр «Репка».
Индивидуальная деятельность
Рассматривание с помощью лупы семян овощей; полив и уход за всходами; работа с карточками – схемами роста и развития растений; работа с календарём наблюдений.
Работа с родителями:
Наглядная информация для родителей: «Лук от семи недуг», «Народные рецепты лечения луком и чесноком», «Огород на подоконнике», «Витамины круглый год».
Привлечение родителей к реализации проекта (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к участию в подготовке развивающей среды группы для реализации проекта). Оказание помощи в оформлении альбома «Схемы роста и развития растений».
III этап – Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Выставка творческих работ по теме проекта. Дальнейшее наблюдение за ростом и развитием растений, уход за рассадой овощей. Оформление фотоальбома «Волшебное семечко».
Вывод
Цель исследовательской работы достигнута. Данный проект способствовал тому, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Реализуя проект, мы убедились, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребёнок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы познания окружающего мира.
Использованная литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
2. Иванова А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
4. Программа «Юный эколог». /С. Н. Николаева, – М. : 2005.
5. Детское экспериментирование. /И. Э. Куликовская, – М. : 2003.
6. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
7. Интернет – ресурсы:
https://www.maam.ru/
https://nsportal.ru/