Ольга Русина
Проект по экологии в ДОУ «Волшебница вода»
▼ Скачать
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Метод проекта : личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми.
Формы работы: Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная деятельность детей. Наблюдения в природе. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. Беседы по теме эксперимента.
Продолжительность: Краткосрочный.
Состав участников: Дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Проект по экологии в ДОУ „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации впитывает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «почему?» и «как?». Разработанный проект познакомит детей с удивительным миром природы, приобщит к миру человеческих ценностей, подготовит к активным действиям по охране природы. У детей сформируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в практической деятельности. Расширится запас знаний о свойствах воды и ее составе.
Цель: Создание условий для познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями (водой).
Задачи: Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воды, о том что вода не имеет собственной формы. Углубить знания о воде посредством знакомства с тремя ее состояниями (жидкое, твердое, газообразное). Воспитывать бережное отношение к воде. Формировать правильное отношение к деятельности человека.
Формировать понимание с помощью экспериментов, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель. Сделать вывод по результатам работы.
Ожидаемые результаты (продукт проекта) : У детей повысится познавательный интерес к исследовательской деятельности. Сформируются знания детей о значении воды в нашей жизни и ее свойствах. Дети узнают о значении воды в нашей жизни и её свойствах, научатся бережно относиться к водным ресурсам.
Материал: Вода, емкости для воды разной формы, краска, кисточки, ложки, соломинки, термос с горячей водой, чайник, зеркала, лед, картинки с изображением профессий, фланелеграф, карта мира, раздаточный материал для детей, наглядный материал по теме «Вода в природе».
Содержание:
1 этап (подготовительный). Мотивация детей. Определение цели и задач проекта. Анализ имеющихся условий в группе. Разработка плана работы. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Создание условий для самостоятельной деятельности детей: создание мини - центра экспериментально-поисковой деятельности. Организация образовательного экспериментально поискового пространства в группе.
2 этап (сбор информации основной).
• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование).
• Создание символов обозначающие свойства воды.
• Рассматривание иллюстраций по теме «Вода в природе».
• Чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природных явлениях, беседы, чтение художественной литературы.
• Дидактические игры: «Найди пару», «Разрезные картинки», «Звук, свет, вода», «Четвертый лишний».
• Взаимодействие с родителями.
• Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.
• Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
3 этап (итоговый).
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей в подготовительной группе.
В основе проведенного в группе краткосрочного проекта «Вода – волшебница», тематикой которого была выбрана вода, лежит метод экспериментирования, который способствует развитию памяти у детей, активизирует мыслительные процессы, воспитывает ведение активной исследовательской деятельности и поисков решения задач, стимулирует интеллектуальное развитие дошкольников.
В рамках проекта в группе воспитанники были ознакомлены с тем, что такое вода, состояние воды, свойства воды, с помощью экспериментов определили, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, цвета, вода – хороший растворитель.
Вода — самое распространённое вещество на Земле. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор.
На данном этапе дети самостоятельно рассматривали подготовленный материал иллюстрации из книг и энциклопедий с изображением воды. Задавали вопросы и совместно с воспитателем, но в большинстве случаев старались сами найти ответ на вопрос. Свою исследовательскую работу начали со знакомства с водой. В начале деятельности первоначальные представления дети получили по наглядно-иллюстративному материалу.
Для исследовательской деятельности нам понадобились материал и оборудование (для проведения опытов и экспериментов). Для того чтобы доказать, на самом ли деле вода переходит из одного состояния в другое мы провели несколько экспериментов и опытов с водой.
1. Опыт «Повар готовит - газообразное состояние воды».
Воспитатель открывает крышку термоса с кипятком, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это вода. Помещает над паром зеркальце. На нем выступают капельки воды, показывает их детям.
«Переход воды из жидкого состояния в газообразное, из газообразного в жидкое».
Мы нагрели воду в электрическом чайнике, налили ее в банки, стакан и закрыли, банки крышками, а стакан тарелкой. Вскоре нижняя сторона крышки и тарелки стали влажными, на них появились капли, которые начали падать вниз.
Вывод: вода из жидкого состояния перешла в газообразное и из газообразного в жидкое.
2. Опыт «Медсестра оказывает помощь при помощи льда - твердое состояние воды».
Воспитатель предлагает детям зажать в кулачке маленький кусочек льда. Смотрят на ладошку и видят капельки воды. Лед растаял и превратился в воду.
Мы взяли лед и положили его в стаканчики. Через некоторое время мы заметили, что лед растаял и превратился в воду.
Вывод: под воздействие тепла лед начал таять, то есть перешел из твёрдого состояния в жидкое.
3. Опыт «Художнику надо помыть кисточки - жидкое состояние воды». Вода прозрачна, не имеет цвета. Для этого эксперимента мы взяли стаканы с водой и опустили в каждый стакан кисточку, ложку и увидели, что в стакане с водой кисточка и ложка видна, а затем окрасили воду краской и увидели то, что в окрашенной воде кисточка и ложка не видна.
Вывод: вода прозрачная и не имеет цвета. Но растворяет краски и становится не прозрачной.
4. Опыт «Вода не имеет формы».
Опустить соломинку в воду. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести в пустой стакан. Снять палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
Мы взяли сосуды разной формы и начали поочередно наливать в них воду. Через некоторое время мы заметили, сколько бы мы не наливали воду в сосуды, вода постоянно принимает их форму. Вывод: вода не имеет формы.
В результате исследовательской работы дети расширили свои знания о воде и её состояниях. Узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: научились анализировать и делать выводы, фиксировать результат. Появились навыки тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира.
По результатам проведенного исследования сделали вывод:
1. Вода способна переходить из одного состояния в другое.
2. Вода прозрачна, не имеет формы.
3. Вода это хороший растворитель.
Таким образом, вода обладает многочисленными удивительными свойствами.
Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Правила пользования водой.
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо.