Елена Савенкова
Рассказывание по картины И. И. Левитана «Март».
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Коррекционно – образовательные: Упражнять детей в составлении описательного рассказа по пейзажной картине. Учить детей придерживаться структуры описательного рассказа : начало, середина, конец. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Упражнять детей в подборе определений к заданным словам. Коррекционно – развивающие: Развивать у детей художественное восприятие произведения изобразительного искусства - пейзажа. Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения, давать оценку. Активизировать и обогатить словарь детей словами: пейзажист, портретист, ставни, капель, проталины. Развивать воображение детей с помощью приёма «вхождения в картину». Продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.
Публикация «Рассказывание по картины И, И, Левитана „Март“,» размещена в разделах
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать интерес к изобразительному творчеству художников.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Социально – коммуникативное развитие.
- Физическое развитие.
Оборудование:
Репродукция картины И. И. Левитана «Март», музыкальный центр, музыкальный альбом «Времена года» П. И. Чайковского, силуэты на каждого ребёнка (небо – силуэт голубого облачка, солнце – желтый круг, весна – зелёный листочек, ит. д) силуэт человечка для приёма «вхождения в картину».
Предварительная работа:
Наблюдение явлений характерных наступления весны. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пение песен о весне, прослушивание музыкальных отрывков П. И. Чайковского «Весна» из цикла «Времена года».
Ход занятия.
1. Вступительная часть - дети входят в зал и становятся полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть красоту природы помогают нам: поэты, музыканты, художники. Как вы думаете, кто такие художники?
Дети: Это люди, которые рисуют картины.
Воспитатель: Правильно, дети художники – это люди, которые пишут картины.
Воспитатель: Какие жанры живописи, вы знаете? (Ответы детей). Что изображает художник в пейзаже? (Ответы детей).
Воспитатель: Как можно назвать художника, который пишет портреты,
пейзажи. (Ответы детей).
Воспитатель: Дети вы уже знакомы с художниками пейзажистами? Назовите их? (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы продолжим знакомство с их творчеством. Многие художники любили весну.
Весна прекрасное время года. Это время когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла и солнца. Попробуйте отгадать и показать мои весенние загадки (используют силуэты)
2. Загадывание загадок.
Воспитатель: Дети:
- Голубое, высокое, облачное, ясное. Небо.
- Греет, светит, пригревает, припекает. Солнце.
- Ветвистые, высокие, стройные, толстые. Деревья.
- Рыхлый, изъеденный солнцем, грязный. Снег.
-Солнечный, дождливый, ясный, ветреный. День.
- Ранняя, поздняя, долгожданная, солнечная. Весна.
- Чистый, свежий, прозрачный, тёплый. Воздух.
- Бежит, звенит, журчит, шумит. Ручеёк.
Воспитатель: Молодцы дети, вы справились со всеми загадками. Присаживайтесь на стульчики. Сегодня мы рассмотрим ещё одну картину известного художника И. И. Левитана- на мольберте стоит репродукция картины «Март».
- Какие картины этого художника мы уже рассматривали с вами?
Дети: «Золотая осень», «Весна. Большая вода».
Воспитатель: Перед вами ещё одна картина этого художника. Рассмотрите её внимательно. А поможет Вам лучше рассмотреть красивая музыка. (Звучит музыкальных отрывков П. И. Чайковского «Весна» из цикла «Времена года»).
3. Рассматривание репродукции картины. Беседа по картине.
Воспитатель: - Какое время года изобразил художник на картине?
Дети: Художник на картине изобразил весну.
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети. Весной небо высокое, голубое, прозрачное, а зимой – серое, низкое.
Солнце весной светит ярко, снег тает, появились проталины, с крыши дома капает капель. Снег в лесу художник нарисовал голубоватым, а возле дома снег – серый, грязный.
Воспитатель: - Солнечный или пасмурный день на картине?
Дети: День солнечный.
Воспитатель: - Почему, вы решили, что солнечный?
Дети: Стена, дома, крыльцо, дорога, деревья освещены солнцем. Стена дома ярко желтого цвета. На снегу темно-синие тени.
Воспитатель:- Что, изобразил художник на переднем плане картины?
Дети: На переднем плане картины художник изобразил дорогу, ведущую к дому. Она желтовато-коричневого цвета от проталин. Возле дома лошадь, запряжённая в сани.
Воспитатель: - Что в дали?
Дети: Лес : осины, старые сосны.
Воспитатель: - Каким изображён снег? (Ответы детей).
- Расскажите о небе? Какое оно? (Ответы детей).
-Какие деревья вы видите на картине? (Ответы детей).
-Какие осины? Какие сосны (Ответы детей).
Воспитатель:- Что говорит о присутствии человека?
Дети: О присутствии человека говорит: открытая дверь, запряженная лошадь, снятая ставня, следы вдалеке.
Воспитатель:- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Дети: Я испытываю радость. Я чувствую грусть по уходящей зиме.
Воспитатель: Придумайте своё название картине?
Дети: «Конец зиме». «Весна на даче». «Ожидание весны».
Воспитатель: Художник И. И. Левитан назвал её «Март». И действительно картина насыщена приметами марта. Давайте вслушаемся в звуки весны и вспомним эти приметы – звучит музыка.
4. Физкультминутка. 1. Потянемся к высокому, чистому, голубому небу - поднимаем руки через стороны вверх.
2. Подул лё гкий весенний ветерок - покачивание рук: влево, вправо.
3. Возвращаются из тё плых стран птицы: жаворонки, грачи, скворцы –
взмахи руками.
4. Появились первые проталины, сначала маленькие, а потом всё больше и
больше - дети берутся за руки, идут в круг и медленно из круга.
5. Звенит весёлая капель - хлопки руками.
6. Всё греется под тёплым, ласковым, весенним солнцем - руки тянутся
вверх.
7. От этого всем становится весело и светло на душе – дети подходят друг
к другу и обнимаются.
Воспитатель: Я приглашаю Вас присесть на стульчике.
5. Приём «Вхождения в картину».
Воспитатель: А сейчас мы постараемся с вами войти в картину, осмотреться и рассказать. Что вы увидели? Что услышали, что почувствовали? Закройте глаза, я сосчитаю до 3 и мы свами окажемся в картине. (Дети закрывают глаза, воспитатель медленно считает до 3). Вот мы с вами и оказались в картине. Я хочу пройти её всю и составить по ней рассказ, но боюсь, что мне не хватит красивых, живых, необычных слов. Дети помогите мне.
Воспитатель: Дети:
Небо какое? Высокое, прозрачное, голубое, безоблачно
Снег какой? Рыхлый, тёмный, изъеденный солнцем….
Весна какая? Ранняя, солнечная, долгожданная, тёплая…
Воздух какой? ….
Деревья какие? …
День какой?. ….
Настроение какое? …
6. Рассказ воспитателя (берёт силуэт человечка). Спасибо дети, вы помогли мне собрать красивые слова для рассказа. Я отправляюсь в путь.
«На картине И. И. Левитана «Март» изображена ранняя весна, где то за городом, наверно на даче. Солнечный весенний день. Воздух чист и свеж. Солнце пригрело землю, и снег стал таять. Он потемнел, стал тяжелым, рыхлым. В лесу ещё много снега, а на открытых солнечных местах появились первые проталины. С крыши стекает звонкая капель. Около крыльца стоит запряжённая в сани лошадка. Высокие, стройные осины за крыльцом тянуться к солнцу, как стрелы уходя в чистое, высокое, голубое небо. На самой высокой осине скворечник. От деревьев на снег ложатся тёмно- синие тени. В картине нет людей, но открытая дверь, снятая с окна ставня, запряженная лошадь, следы вдалеке, всё говорит о присутствии человека. Сочетание белых, синих, зелёных, жёлтых цветов и их оттенков, сделали картину радостной, светлой, солнечной. Смотришь на картину, и чувствуешь, как веет от неё запахом приближающейся весны».
7. Рассказы составленные детьми (1-2 ребёнка).
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы войти в картину и рассказать нам, что вы почувствовали, что вы увидели, что вы услышали.
Дети: Да.
Полина Я. (берёт силуэт человечка). Войдя в картину, я остановилась возле крыльца. Мне тепло от яркого солнца. Я слышу, как с крыши капают капельки воды – это капель. От солнца снег тает, и появляются проталины. У крыльца снег грязный и чавкает под моими ногами. А в лесу снега много, я в него проваливаюсь. В лесу я быть не хочу там солнышка мало, там холодно.
Воспитатель; Молодец Полина, интересный у тебя получился рассказ.
Миша Х. (берёт силуэт человечка). Войдя в картину, я хочу постоять рядом с лошадкой. Лошадка, как и я, радуется теплу, солнцу, чистому весеннему воздуху. Она жмуриться, фыркает, переступает с ноги на ногу. Ей хочется пробежаться по дорожке, а мне прокатиться в санях.
Воспитатель; Молодец Миша твой рассказ нам тоже понравился.
Алёша С. (берёт силуэт человечка). Оказавшись в картине, я обхожу дом и останавливаюсь возле осинок. Высокие, стройные осины тянутся в небо. На самой высокой осины я вижу скворечник. Птиц в скворечники ещё нет, но я слышу их крики. Пахнет весной и мне становится радостно.
Воспитатель: Молодец Алёша, ты хороший составил рассказ.
Воспитатель: Молодцы дети! Вы составили подробные и интересные рассказы по картине.
7. Итог НОД.
-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?
- Картина, какого художника нам помогала это сделать? (И. И. Левитана и силуэты).
- Кому бы вы хотели рассказать про картину.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы постарались не просто рассмотреть картину И. И. Левитана, а прочувствовать её. Целуй неделю она, будет стоять в нашей группе, и вы сможете ещё не раз подойти к ней полюбоваться ею, и может быть, у вас появятся новые, красивые слова о весне. В пятницу мы проведём еще одно занятие, где я запишу ваши рассказы на магнитофон. Собирайте красивые слова о весне.