Гневшева Оксана
Вокалотерапия как метод здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать
Гневшева Оксана Ивановна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ №72, г. Белгород.
Вокалотерепия- научное название метода, которое подразумевает лечение собственным голосом. Голос- это уникальный «инструмент», данный человеку самой Природой.
Искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание. Которое является одним из факторов здоровой жизни.
Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, осуществляет профилактику заболеваний органов дыхания.
Публикация «Вокалотерапия как метод здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Вокалотерапия, в рамках здоровьесбережения, направлена на психоэмоциональные сферы личности: активизацию ее жизненного тонуса, творческой самореализации, приобретение уверенности в поведении, развитие способности к самоутверждению, обретение внутренней гармонии с окружающим миром, формирования навыка межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Основные задачи и цели вокалотерапии :
- Приучение организма к диафрагмальному типу дыхания.
- улучшения состояния респираторной и кардиологической систем
- вибрационный массаж внутренних органов
-обучение психосоматическому контролированию
- настрой на позитив и улучшение эмоционального фона.
Упражнения вокалотерапии :
Пропевание буквы «А»- отлично снимает спазмы, положительно влияет на сердечную мышцу.
Буква «И» воздействует на кишечник, глаза,и уши.
Буква «О» купирует сердечные проблемы.
Буква «У» положительно влияет на органы дыхания.
Буква «Ы» избавляет от болезней ушей и нормализует дыхание.
Буква «Э» - хорошо сказывается на функциональности головного мозга.
Полезно пропевать звукосочетания: «ОМ,ПА,УТ,АП,АТ,АХ,ОХ,УХ»
Представляем несколько вокальных заданий, которые способствуют творческому самовыражению детей:
«Пропой свое имя»
«Кого ты любишь?»
«Спой, кто твой друг»
4.«Твое настроение». Дети должны пропеть свое настроение:
«Я- радостный», «Я- грустный», «Мне- хорошо».
Все занятия должны проводиться в игровой форме.
Пением можно добиться координации дыхания с речью, улучшить дикцию, устранить гнусавость. Артикуляционная гимнастика развивает и укрепляет мышцы языка, губ, щек, способствует развитию речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика:
1. Вокальная игра «А-У». Дети должны представить, что находятся в лесу и ищут друг друга. Каждый ребенок троекратно пропевает «А-У».
2. Вокальная игра «Лошадка». Дети языком должны изобразить «Цок-цок».
3. «Коровка». «Му- у-у», «Му-у-у»
4. «Кукушка». Педагог поет: «Вдали слышна кукушка: «ку-ку». «ку-ку». Дети подхватывают: «ку-ку-ку-ку»
Все вокальные творческие задания можно выполнять, как индивидуально так и в группе. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.
Для повышения самооценки ребенка и уверенности в себе на занятиях можно применять следующие приемы вокалотерапии : воспитатель, показывая рукой на ребенка, напевает: «Ты-ы-ы- хороший»; «Ты-ы-ы – самый добрый», «Ты-ы-ы – самый смелый», «Ты-ы-ы- красивый». Ребенок за воспитателем повторяет: «Я- хороший», «Я- самый добрый», «Я- самый смелый», «Я- красивый».
Исходя из психоэмоционального состояния ребенка выбираются слова: смелый, веселый, уверенный, храбрый, чудесный, бодрый, спокойный, довольный, радостный и тд.
После таких занятий наблюдается значительное улучшение эмоционального состояния детей- они довольны, радостны и уверенны в себе.
Таким образом, при помощи вокалотерапии можно практиковать развивающий эмоциональный тренинг, который способствует улучшению психофизиологического состояния организма ребенка.
Комплексное, гармонизирующее и активизирующее влияние вокалотерапии позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе дошкольного образования.
Литература:
1. Брусиловский Л. С Музыкотерапия. / в кн. : Руководство по психотерапии». Ташкент, 1979- 275 стр.
2. Петрушин В. И Музыкальная психология : Для студентов муз. учеб. заведений. М. : Владос, 1997- 383с.
3. Петрушин В. И Музыкальная психотерапия М. ,1999-162с.
4. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., Изд-во «Перспектива», 1994-190 стр.