Людмила Абрамова
Вокально-певческая деятельность дошкольников как условие становления предпосылок универсальных учебных действий
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Школа №24 города Благовещенска"
Тема доклада:
"Вокально-певческая деятельность детей дошкольного возраста как условие становления предпосылок универсальных учебных действий"
Составила: музыкальный руководитель
Абрамова Л. В.
г. Благовещенск
2022г.
Слайд 1
«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Вокально-певческая деятельность дошкольников как условие становления предпосылок универсальных учебных действий» размещена в разделах
Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД, согласно Федеральным государственным требованиям. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.
Что же такое универсально учебные действия?
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1. личностный
2. регулятивный
3. познавательный
4. коммуникативный
Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход. Системно - деятельностный подход предполагает : воспитание и развитие качеств личности, развивающих у детей предпосылки универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования; Обеспечение преемственности дошкольного, начального образования.
Преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Хочу остановиться немного на истории. Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности. Сфера исполнительского искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.
Слайд 2
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников стоит задача : развивать способность исполнительства, певческие навыки, слуховой самоконтроль, выразительность пения. Значительная часть дошкольников приходит из детских садов в школу практически не поющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, у детей не наблюдается необходимых навыков слуховой и вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены.
Слайд 3
Проблема развития певческого голоса ребенка-дошкольника – одна из самых наиболее сложных в музыкально-педагогической теории и практике. Это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Большое значение этой проблеме уже на протяжении прошлого века уделяли ведущие педагоги-вокалисты – Н. А. Метлов, Д. Е. Огороднов, В. Н. Шацкая, В. В. Емельянов, Н. А. Ветлугина, З. Кодай.
Слайд 4
По данным исследований ученых педагогов, одной из причин отсутствия должного развития певческих навыков детей является так же недостаток певческой культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подается в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео - записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам исследователя В. В. Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука или возникновенье в одночасье являются решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука. Поэтому особое значение в решении проблемы развития певческих навыков отводится задачам и функциям дошкольного учреждения, основанным на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, когда происходит интенсивное развитие личности ребенка.
Слайд 5
В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал: затруднялись петь в высоком и низком регистрах, заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боялись выходить» за рамки диапазона. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию звуками. Были замечены затруднения при умении детей правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом – собственным голосом. Это самый доступный инструмент, навыки владения которым развиваются постоянно. Через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительской деятельности.
Слайд 6
В певческом процессе успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Занятия пением активизируют умственные способности детей, развивают слух, память, внимание, мышление, укрепляют легкие и весь дыхательный аппарат, создают условия для положительного эмоционального общения, улучшают самочувствие, укрепляют здоровье.
В процессе певческой деятельности реализуются музыкальные потребности ребенка: знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Методологической основой работы по развитию певческих навыков средствами игрового распевания явились идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, В. В. Емельянова, Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метлова и молодых современных педагогов: О. Кацер, А. Евтодьевой, Т. Боровик.
Слайд 7
На музыкальной НОД для обучения детей пению я использую различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, здоровьезберегающие, технологии развивающего обучения и т. д.
На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего поиска новых педагогических подходов, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно.
Слайд 8
По этому мне хочется остановиться подробнее на игровых технологиях
Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.
Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости:
Слайд 9
- игры-упражнения на расширение певческого диапазона;
- голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова;
- диалогические игры-распевки на контрастное сопоставление;
- игровые песенки-массажи;
- игры-импровизации, основанные на музыкально-слуховом опыте.
Игровые упражнения разучиваю с детьми на музыкальных занятиях поэтапно:
Первый этап - обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Прежде чем разучивать песню, дети знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней.
Второй этап - разучивание песни. Постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.
Третий этап - систематическое повторение, т. е. закрепление. При закреплении игры детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.
Для закрепления певческих навыков важно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье.
В работе над развитием певческих навыков средствами игрового распевания у старших дошкольников использую все формы организации музыкальной деятельности для работы с детьми : групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Перед тем как перейти непосредственно к исполнению игровых упражнений, провожу комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, М. Ю. Картушиной, целью которых является подготовка голосового аппарата к пению.
Слайд 10
Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению звуков. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
В игре ребенок самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно то, что именно этот вид широко используются детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
Основные задачи дыхательных упражнений направлены на укрепление физиологического дыхания детей. Правильно взятое дыхание необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука.
Слайд 11
Делаем это при помощи упражнений: «Вдохнули аромат цветка», «Надули шарик», «Чей паровозик дольше проедет», «Чей комарик дольше прозвенит». Благодаря таким заданиям задействуются нижние отделы легких, которые помогают разогреть нежный певческий аппарат ребенка и подготовит его к пению. На правильную работу сердечной мышцы и мышц брюшной полости я применяю оздоровительные интонационно-фонетические голосовые песенки-игры Л. Волошиной «Музыкальные складушки про веселые игрушки», например: «Все игрушки любят смех», «Песенка кота», «Бегемот», «Матрешка пляшет», «Ночная песенка филина».
Слайд 12
«Ночная песенка филина».
Важную роль в этой игре занимают движения. Руки - это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, "пугает"зверей! Следите, если у ребенка руки-"крылья"вверху, то и звук должен быть высоким, если внизу - низкий. Это способствует развитию координации движений и развитию звуковысотного слуха.
Слайд 13
"Матрешка"
Игра в "Матрешку"имеет те же задачи, что и "Песенка филина". Движения - "пружинка"(легкие приседания, хлопки и прыжки. На звуки "Ух"машем платочком вверх и голос взлетает высоко, на звуки "ах"голос вместе с платочком опускается вниз.
В этих песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации. Они формируют опыт общения со звуками разной высоты, устраняют отсутствие координации между слухом и голосом.
Прежде чем обучать детей певческим навыкам на музыкальных занятиях, следует дать им возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.
В качестве специальной технологии для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста я использую голосовые игры на основе «фонопедического метода развития голоса» В. В. Емельянова – известного учителя-исследователя. Доступность и вариативность интонационно-фонетических упражнений позволяют значительно разнообразить занятия с детьми, повысить интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом. Интонациями голоса дети моделируют различные образы: образ ветра, шум морских волн, облака, дождь, солнце и т. д.
Слайд 14
Фонопедическое упражнение «Утро»
Слова Движения
Солнышко сказало:
— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а.» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
Травка зашептала:
— Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.
— Пчелы загудели:
— Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж.», делая glissando в пределах терции в среднем регистре.
— Птицы загалдели:
— Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик.» в высоком и среднем регистрах.
Скольжение или глиссандирование голосом вверх или вниз, по кругу, по лесенке – способствует расширению певческого диапазона детей, развитию координации между мелодическим слухом и голосом.
Для развития мотивации дошкольников к музыкальной деятельности, для дополнения слуховых впечатлений и образных представлений детей я использую современные ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Летящая на экране снежинка или порхающая с цветка на цветок бабочка побуждают ребенка совершить путешествие голосом вместе с героями. Очень важным моментом в исполнении таких голосовых игр является применение метода «моторного» обучения (самоподкрепления – показ рукой).
Необыкновенный интерес вызывает у детей исполнение игровых песенок-массажей М. Ю. Картушиной, например: «По дорожке, по тропинке», «Да-да, наступили холода», «Снеговик».
Слайд 15
Песенка-массаж “Да, да – наступили холода” - модель М. Картушиной, муз. И. Болдыревой. (Используется поступенное движение мелодии вверх и вниз в диапазоне чистой кварты).
Да-да-да-да – наступили холода (потереть ладошками друг о друга).
Да-да-да-да – превратилась в лед вода (мягко провести большими пальцами по шее вверх и вниз).
Ду-ду-ду-ду – поскользнусь я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа).
Ду-ду-ду-ду – я на лыжах иду (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды-ды – на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растереть).
Ди-ди-ди-ди – ну, заяц, погоди! (погрозить пальцем).
Слайд 16
«Снеговик»
Раз рука, два рука – лепим мы Снеговика (имитируют руками лепку).
Мы скатаем снежный ком – вот какой! (гладят себя по бедрам).
А потом поменьше ком – вот какой! (растирают ладонями грудь).
А потом скатаем мы маленький комок (поглаживают щеки)
Вот и вышел Снеговик – Снеговик-снеговичок! (руки в бока – повороты корпуса вправо-влево).
Такой вид игрового распевания многофункционален: развивает музыкальные способности детей, укрепляет здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, включенных в процесс работы над песней, обеспечивает каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает и организует самостоятельное музицирование детей в группе.
На основании результатов проведенного исследования в соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческих навыков. Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, правильно пользоваться своим голосом, дыханием, дикцией, исполнять песни в широком диапазоне, чисто интонировать мелодию в данной тональности, передавать характерные особенности произведения, используя музыкальные средства выразительности. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим.
Таким образом, можно сделать вывод: использование системы специальных игровых упражнений для распевания, индивидуальная и подгрупповая и групповая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, любят выступать на конкурсах. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности.
Игровое распевание имеет большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка. Игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает такие игры наиболее ценным музыкальным материалом. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей, помогает воспитанникам приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.