Татьяна Панкратова
Внеклассное мероприятие «Военные тайны блокадного Ленинграда»
900 дней мужества.
Ролик 01 РОССИЯ
Час исторических загадок.
Вед: Здравствуйте. Приветствую всех, кто собрался здесь. Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме.
В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны– блокаду Ленинграда.
Окруженный со всех сторон город пытался выжить просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей.
Публикация «Внеклассное мероприятие „Военные тайны блокадного Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, об одной из самых страшных и героических её страниц – блокаде Ленинграда.
Ролик 02 НАЧАЛО БЛОКАДА (1.23) с метронома свернуть видео,
Опять война, опять блокада…
А может нам о ней забыть?
Я слышу иногда – не надо,
Не надо раны бередить!
Нет, это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
Но чтобы снова в этом мире
Не повторилось той зимы,
Нам надо, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память - наша совесть,
Она как сила нам нужна
Маша: Сегодня у нас час исторических загадок. Нам с вами
предстоит раскрыть некоторые военные тайны нашей истории.
27 января – День воинской славы России.
Ирма: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.
900 дней мужества
8 сентября 1941 года и 27 января 1944 года.
Между ними 872 дня – почти 900,
900 дней и ночей. 2 года, 5 месяцев, 20дней
Маша:Эти даты и цифры говорят о странице, длиной в бесконечно
долгие, полные ежедневного страдания и ежедневного героизма.
Об одной из самых трагических страниц нашей истории,истории
Великой Отечественной войны, а точнее о Блокаде Ленинграда.
Вед: Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано
(в этом году в январе исполнилось 80 лет с даты прорыва блокады).
Окончательно блокада была снята еще через год - 27 января 1944г. И в этом году 27 января исполнилось79 лет со дня полного снятия блокады.
Вед. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь
помогала преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы. Сегодня мы будем говоритьи о маленьких защитниках Ленинграда.
Маша: «Почему окружили именно Ленинград!»
Вед. Посмотрите на карту. Захват Ленинграда был составной
частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3—4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»).
К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего уничтожить не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.
Фашистам было очень важно завоевать культурную столицу, потому что здесь находится Балтийский флот и дорога на север – в Мурманск и Архангельск откуда во время войны приходила помощь от союзников.
И если бы город сдался, его бы стёрли с лица земли.
Ирма: Фашистские захватчики окружили город со всех сторон.
В окружении оказались и мирные жители, и войска. (Сл 17)
Маша: С воздуха Ленинград постоянно бомбили. Запасов продуктов в
городе было всего на 2 месяца.
Ирма: В первые же дни осады враги разбомбили продуктовые склады.
Маша: Перестали работать водопровод и канализация. Голод, болезни,
разруха…
Ирма:Рассказать за 40 минут о жизни блокадного Ленинграда
невозможно, но мы постараемся разгадать некоторые исторические
загадкитого страшного времени. (Сл 18 Радио)
Вед. Посмотрите на экран. Наша первая загадка. Ребята, что это такое?
(ответы) Да, это радио. В блокадном Ленинграде оно выглядело, как на слайде, во время самой длительной и страшной осады города радио было единственным средством связи. Не было ни телефонов, ни телевизоров. Проводными телефонами пользовались только военные и руководство города.
Маша В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было
установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию
для населения о налётах и воздушной тревоге, на радио выступали поэты и писатели А в июле 1942 года по радио прозвучала знаменитая 7 симфония Шостаковича. Радио помогало выживать, поддерживало дух ленинградцев.
Ирма: Внимание. Загадка № 2. Посмотрите, послушайте и
скажите. Как называется прибор, звук которого сопровождает слайды?
03Видео метроном, сначало голос автора, затем ведущий
Вед. Метроном, осаждённые называли его «Сердцем Ленинграда».
Потому что звучит он именно, как сердце. Слушали «сердце города» и с нетерпением ждали фразу…«Говорит Ленинград»… Это говорило о том, что воздушная атака окончена.
Земляки блокадники Следующая историческая загадка.
Есть ли в нашем городе дети блокадники?
Вед. По данным департамента труда и социального развития
Волгодонска, на сегодняшний день в городе проживает четыре блокадника Ленинграда,
В нашей школе…5 лет назад у нас на этом мероприятии в гостях были дети блокадного Ленинграда, их приглашала Валентина Трофимовна. К сожалению годы идут и блокадники не молодеют им уже более 80- 90 лет, и нам остается вспоминать, смотреть фото и помнить.
На этом фото бывшая сотрудница нашей школы Чурсина Людмила Антоновна, Людмила Антоновна была блокадницей, и на её судьбу выпало ещё одно испытание - стать несовершеннолетней узницей фашистского концлагеря. Но она все преодолела и много лет проработала медсестрой в нашей школе, помогала восстанавливаться ребятам. (Слайд 22)
Вед. А первая на фотографии Светлана Ивановна Демидова, это
Жительница нашего города.
Маша:Светлане Демидовой было всего два года, когда в 1941 году
началась блокада Ленинграда. Все время блокады взрослые всеми силами и любыми способами пытались вывезти детей из голодающего Ленинграда. Это было очень опасно, однако в 1943 году Светлане Ивановне удалось вырваться.
Ирма: В возрасте 4 лет ее по единственной транспортной магистрали с
блокадным Ленинградом, проходившей по Ладожском озеру –
«Дороге жизни», перевезли в город Вельск Архангельской области.
Маша: В город Волгодонск Светлана Ивановна переехала в 1966 году,
и 43 года своей жизни проработала учителем русского языка и
литературы. Светлана Демидова награждена знаками «Житель
блокадного Ленинграда»,
Загадка 3. Дневник Следующая историческая загадка.
Как вы думаете, что это такое?Внимательно посмотрите на слайд. Прочитайте про себя, что сможете разобрать. (Ответы детей.)
Многие люди ведут дневники. А в те времена, когда не было мобильных телефонов, телевизоров и интернета, личные дневники вёл практически каждый школьник. Спросите у своих родителей. Перед нами страницы из Дневника обычной ленинградской девочки Тани Савичевой. Сейчас это очень ценный исторический документ.
Давайте вместе его прочитаем.
Ирма: Женя…умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941года….
Маша: Бабушка…умерла…3часа дня…1942год…
Ирма: Лека… умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год…
Маша: Дядя Ваня …умер 13 апреля в 2 часа ночь 1942 год…
Ирма: Дядя Лёша в 4 часа дня …1942 год
Маша: Мама … 13 мая… в 7.30 утра… 1942 год…
О. А. Савичевы умерли…
Умерли все…кроме Тани…
Когда читаешь Дневник Тани Савичевой, всегда возникает вопрос: а как сложилась судьба самой Тани? Её эвакуировали в Горьковскую область. Но она в эвакуации умерла от сильного истощения и от эмоциональных потрясений.
04 музыку Адажио Вивальди Приглашается 6А класс Стихотворение Ильи Малышева
«Девять Страничек. Страшные Строчки»
Вед. А вот история еще одной девочки, но ей,к счастью, удалось
выжить.
Вед Город умирал…
Да, умирал от голода, холода и болезней…
Труппы людей были везде: на улицах, в подъездах, в квартирах.
Время от времени обессилевшие люди выходили,
чтобы убрать их с улиц и захоронить людей.
Дорога жизни Ладожское озеро
Загадка 6. Внимательно посмотрите на слайд.
Что это? Почему здесь эта фотография?.
На фотографии – Ладожское озеро.
Маша: Это единственное место, через которое ленинградцы
поддерживали связь со всей страной, с Большой Землей.
Ирма: В первый год блокады, как только на озере встал лёд толщиной
180 см по льду пошли конные обозы, с продуктами, с лекарствами,
с эвакуируемыми людьми. А потом пошла техника.
Маша:Люди получили надежду на то, что можно выжить. А дорогу по
Ладожскому озеру в народе назвали «Дорогой жизни».
Вед Следующая загадка (Веничек) Ребята, не удивляйтесь. Но именно
этот предмет, веник,помог выжить многим детям из блокадного Ленинграда. Как вы думаете, как?Когда открылась дорога жизни по Ладоге, детей стали отправлять в эвакуацию.
Мест было очень мало, дорога была страшная, опасная и трудная,
А дети были смертельно истощены и слабы.
Они уже были на грани смерти. И надо было выбрать тех, кто сможет доехать,выдержать дорогу. Спастись. Страшный, трагический выбор. И врачи пошли на хитрость.
Деткам говорили: «Видишь, пол грязный!Возьми веничек и подмети пол. Покажи, как ты умеешь».
И те дети, у которых оставались силы, брали веничек и начинали мести…
Может, и не было у них никаких сил. Но у них осталась воля – это заменяет силы. Брали веничек и мели…Кто-то из проверяющих чиновников возмутился…Но врачи сказали: «Мы так отбираем тех, кто сможет перенести дорогу»
Страшная история. Но в блокадном Ленинграде других и не было.
И нам с вами, ребята, когда очень тяжело, или чего-то не хочется делать - а надо, надо брать пример с этих ребят.
Первая зима в осаждённом городе была суровой. Столбик термометра опускался до -35-42 градусов. Поэтому тёплые вещи спасали людей от охлаждения. Главным источником тепла в домах стала печка-«буржуйка».В ней сжигали всё, что горело, в том числе книги и мебель.
Вед. С первых дней блокады на хлеб и некоторые продукты были
введены карточки. Это помогало хоть как то регулировать получение пищи каждому ленинградцу.
Видео 07 Блокадный хлеб Карточки
Маша:Конечно, летом было немного легче.
Послушайте меню одной из столовых.
Ирма: Лето 1942 года.
Щи из подорожника.
Пюре из крапивы и щавеля.
Котлеты из ботвы и т. д.
Маша:А что делать зимой?
Суп варили из клея, который соскребали с обоев. Из кожаных вещей: ремней, сапог, сумок.
Ирма: Котлеты делали из книг, замачивали бумагу и лепили из размокшей бумаги котлетки.
(Выносят на тарелках хлебушек разного размера.)
Вед. Несмотря на малюсенький паёк хлеба, люди делили этот кусочек на
несколько частей:завтрак, обед, ужин, полдник. И старались, если это возможно, не есть,а вдруг завтра хлеба не будет!Старались оставить эти малюсенькие кусочки про запас, на чёрный день. Ценилась каждая крошечка.
Хлеб детям (раздача хлеба) 08 Ролик Хор Турецкого — Ленинградский горьковатый хлеб
Мы с вашими любимыми воспитателями приготовили для всех участников угощение Кусочек чёрного хлеба – обед ребёнка из блокадного Ленинграда. Представьте, что это единственное, что вы будете сегодня есть.
О. А. Хлебушком подкрепились. И нам осталось разгадать еще 1
исторические загадки и подвести итоги.
Главнокомандующие обороной Ленинграда.
Посмотрите на слайды. Как вы думаете, кто эти люди?
Маша:Не смотря на всю тяжесть положения, оборона города не
прекращалась ни на секунду. Нашими войсками командовали сначала К. Е. Ворошилов, а затем Г. К. Жуков.
Вед. 27 января 1944 г. Блокада Ленинграда была окончательно
прорвана. В городе к этому времени оставалось 500 тысяч жителей– в 5 раз меньше чем в начале блокады. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества.
Вед. Посмотрите на эти цифры: 640 тысяч и 235 тысяч. Как вы думаете,
что они означают?Эти цифры - Жертвы блокады Ленинграда:
От голода погибли -640 тысяч человек.
От боевых действий – 235 тысяч человек.
Ирма: Историческая справка. «Город-герой»
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1945 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.
Маша: Символ блокадного Ленинграда - ленточка. Это небольшая
полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. Они также повторяют цвета колодки медали " За оборону Ленинграда"- главной награды блокадников.
Ирма: 27 января 1944 года День снятия блокады Ленинграда.
С этого дня прошло 79 лет!
Маша:Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград!
Вед. Ребята, нами разгаданы некоторые военные тайны блокадного
Ленинграда. И безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.
Ролик 10 Минута молчания
Давайте, в конце нашего мероприятия, почтим светлую память жителей Ленинграда и Сталинграда, отстоявших Победу и не доживших до наших дней, минутой молчания.
Спасибо всем.