Кристина Прасолова
Водопроводный лабиринт «Капелька за капелькой»
«Капелька за капелькой»
(водопроводный лабиринт)
Актуальность проблемы:
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Цели:
1. Образовательные:
-развивать навыки лабораторных опытов;
Публикация «Водопроводный лабиринт „Капелька за капелькой“» размещена в разделах
- Вода в нашем доме, кране. Водопровод
- Вода. Все материалы по теме воды
- Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
-познакомить детей со свойствами воды:
1. Вода –это жидкость, обладает текучестью.
2. Вода- прозрачная жидкость.
5. В воде растворяется краска (гуашь).
(отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; жидкость, вода может заполнить любой по форме сосуд)
2. Воспитательные: развивать социальные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту); прививать бережное отношение к воде;
3. Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме предполагаемой деятельности, познакомить и закрепить название цветов, познакомить с процессом смешивания цветов.
Задачи:
- обогатить представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования.
- развить у детей самостоятельность.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни людей, животных, растений;
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
3. Просмотр видеофильмов о воде.
4. Чтение художественной литературы.
Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Для реализации данных целей необходимо соорудить водопроводный лабиринт.
Данная конструкция состоит из листа фанеры специально подготовленной к работе с водой (обклеена непромокаемым материалом, водопроводных труб небольшого диаметра. В начале данных труб стоят расширители для более удобного залива жидкости, по всей длине каждой трубы стоят водозапорные краны, которые необходимы для перекрывания некоторых участков лабиринта для усложнения задания и решения данных проблемных ситуаций.
В нижней части конструкции установлена водозаборная емкость, которая необходима в данной конструкции при использовании ее в помещении. Но так как данный водопроводный лабиринт можно использовать и на открытом воздухе, то эту емкость можно сделать сьемной и в нужный момент ее демонтировать.
Данная конструкция дополнена воронками, ситечками, разного обьема емкостями для выполнения разнообразных задач.
Основная задача любого лабиринта – это поиск короткого пути от начала к концу. Но так как в данном водопроводном лабиринте все трубы пересекаются и есть возможность перекрытия некоторых путей движения потока жидкости, задачу поиска можно усложнить, а можно и упростить в зависимости от конечной поставленной цели. Данный лабиринт можно использовать и в образовательном моменте в игре с детьми, для изучения и закрепления цветов и основ смешивания и получения нового цвета.
Эту конструкцию можно использовать и для игры и релаксации с детьми ОВЗ. Вода имеет свойство успокаивать и расслаблять человеческий организм. Таким образом, при работе с водой, в поиске решения поставленных задач, ребенок будет спокойным, успокаивающее действие воды будет оказывать на него релаксирующее действие. А если к воде добавить еще и цвет (гуашь растворить в воде, то можно с ребенком изучить и закрепить цвета, свойства смешивания цветов.
Для более полной картины и комфортной игры с данным водопроводом можно на панель добавить вспомогательные элементы для работы с водой (бутылочки разного обьема, тряпочки разной текстуры и размера, баночки с гуашью базовых цветов).
Вводный инструктаж:
Какие правила безопасности вы знаете при проведении опытов?
(- нужно быть аккуратным, наблюдательным, не отвлекаться;
-нельзя трясти емкость с веществом;
-нельзя пробовать исследуемое вещество на вкус;
-нюхать вещество нужно осторожно, направляя запах от емкости к носу ладошкой).
Нам осталось только подготовить наши руки. Приготовились.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук.
Брызги- вправо, брызги- влево!
Мокрым станет наше тело!
Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить вправо, влево.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
Энергичные движения имитируют поочередно вытирание каждой руки полотенцем
К данному лабиринту прилагаются карточки-задания для продуктивной и познавательной игры. Есть схемы движения воды по трубам, что визуализирует и помогает ребенку ориентироваться в расположении труб, это необходимо для того, чтобы лабиринтом пользовались дети с разным уровнем интеллектуального развития.