Любовь Михайловна Печикина
Консультация «Вода — это живительная сила! Исследовательская, поисковая активность»
▼ Скачать + Заказать документы
Вода – это живительная сила!
Огонь – беда и вода – беда,
А пуще беды – без огня и без воды
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация „Вода — это живительная сила! Исследовательская, поисковая активность“» размещена в разделах
Дети по природе совей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке и так далее. Все это объекты исследования.
Первое вещество, с которым знакомится ребенок – это вода. Вода – чудо и богатство природы. Она источник жизни. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации, расслаблению.
Игры с водой один из самых приятных способов обучения. С детьми 5-7 лет можно вести серьезные беседы, знакомить с некоторыми терминами, вести дневник записи экспериментов. Некоторые опыты стоит время от времени повторять и сравнивать записи результатов, полученных в разное время. Это подтвердит случайность или закономерность результатов исследований. После проведения опыта можно заглянуть в энциклопедию и более подробно познакомиться с предметом исследования.
Игры с водой
1. В стаканчик можно налить горячей, теплой и холодной воды и бросить в них по льдинке. В каком стаканчике льдинка быстрее растает?
2. Один стаканчик со льдом обернуть шарфом, а другой нет. В каком стаканчике лед быстрее растает?
3. Соберите емкости разной формы и размера и проделайте в них дырочки. Понаблюдайте, как из них будет выливаться вода
4. Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Кидайте в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаг. Кидайте поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое другое. Понаблюдайте, что тонет сразу, что по мере намокания, а что не тонет вообще.
5. Воду можно наливать в различные емкости. Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода может принимать, кукую угодно форму и количество вода не зависит от формы емкости.
6. Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков «поместится» в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку, делая на ней отметки маркером, после того как нальете каждую следующую порцию. А если потом вылить воду обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
7. Объясните ребенку, что вода может принимать различное состояние – быть твердой, жидкой и газообразной. Все зависит только от температуры, до которой нагревают или охлаждают то или иное вещество.
8. Подышите на стекло в автобусе зимой. Откуда взялся лед?
9. Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды?
Советы воспитателя:
- Не следует отмахиваться от желания ребенка, даже сели они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастному к нему взрослому
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности
- Необходимо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом участием
- Если возникает необходимость что –то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно
- Положительна оценка для ребенка важнее всего
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать вывод, рассуждая и аргументируя).