светлана сяйлева
«Исследовательская активность как фактор самореализации личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматриваемая нами тема актуальна тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в общем развитии ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Она понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им приобретать знания самостоятельно.
Публикация «„Исследовательская активность как фактор самореализации личности дошкольников“» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на занятии, в общении со сверстниками и взрослыми. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Процесс познания – творческий процесс. Поэтому задача педагогов – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения вопросов на свои вопросы: «как» и «почему», поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для самореализации ребёнка как личности.
Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Это результат определённого типа взаимодействия ребёнка и взрослого.
Система оценочных суждений взрослого часто приводит к тому, что дети панически боятся ошибаться при выполнении того или иного задания. При затруднении они ждут от взрослого готовых и ясных инструкций и определённого алгоритма деятельности. И в ряде случаев стоит огромного труда «расковать» мышление детей – освободить его от готовых схем, сделать гибким и подвижным, способным следовать всем «изгибам» обследуемого объекта. Мы часто преуменьшаем в этом отношении возможности детей. Действительно, основные знания, сведения они получают от взрослых. Однако в ряде случаев мы не учитываем меру трансформации ими полученных знаний и способов деятельности, меру их перестройки и развития.
Особенности детской деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новосёлока, А. Н. Подъяков).
Многолетние исследования данной деятельности (Н. Н. Подъяков, 1981, 1985, 1990) дают основания для формулировки следующих основных положений:
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества (Н. Н. Подъяков, 1990).
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики (Н. Н. Подъяков, 1994).
Н. Н. Подъяков считает, что в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы с целью более полного их назначения и освоения.
Учитывая актуальность проблемы, в процессе своей работы мы большое внимание уделяем экспериментально – исследовательской деятельности детей. Она позволяет детям осуществлять поиск знаний самостоятельно или с небольшим участием взрослого. Вся работа осуществляется с позиции сотрудничества и взаимодействия педагога с ребёнком. Поисковая активность направлена на познание окружающего мира. Практика нашей работы показала, чем больше новой информации ребёнок получает самостоятельно, тем быстрей и полноценней он развивается.
В работе с детьми мы развиваем поисковую активность детей в различных видах деятельности :
1. Деятельность на занятиях с элементами экспериментирования.
2. Свободная самостоятельная исследовательская деятельность :
а) в центрах,
б) на прогулке.
Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде);
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, свет, цвет);
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов).
Для успешной реализации программы самореализации личности дошкольников через исследовательскую деятельность, необходима новая позиция воспитателя:
- Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
- Не сдерживать инициативы детей;
- Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- Не спешить с вынесением оценочных суждений;
- Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Взрослый, вступая в общение с ребёнком должен помнить о необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, признания за ребёнком права на собственную точку зрения, поддержания познавательного интереса детей, их стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желания вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Анализ наблюдений за детьми показал, что в процессе экспериментирования у ребёнка формируется поисково – исследовательская позиция. Это внутренняя позиция не только существенно меняет характер деятельности ребёнка, но и влияет на формирование его личностных черт. Для неё характерны такие критерии:
- Длительный, устойчивый интерес к экспериментированию;
- Исследовательско – поисковый характер деятельности;
- Самостоятельность и не зависимость в выполнении действий экспериментирования;
- Собственная активность и увлеченность деятельностью;
- Разнообразные действия с одним и тем же объектом с целью его преобразования;
- Использование объектов в неожиданных ракурсах;
- Умение осмыслить и отстоять собственную позицию.
В результате экспериментально – исследовательской деятельности активизируются познавательные мотивы, любознательность. Дети приобретают опыт исследовательской деятельности, учатся:
- Видеть и выделять проблему;
- Принимать и ставить цели;
- Решать проблемы;
- Анализировать объект или явление;
- Выделять существенные признаки и связи;
- Выдвигать гипотезы, предположения;
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- Осуществлять поисковую деятельность;
- Делать выводы;
- Фиксировать этапы деятельности;
- Фиксировать результат.
Но далеко не все дети даже к концу школы овладевают экспериментально – поисковой деятельностью, включающей выше перечисленные компоненты. Есть большая группа академически успешных детей, не владеющих исследовательскими навыками. Способность к экспериментированию можно рассматривать с двух позиций:
- как овладение специальными умениями,
- так и определение личностных предрасположений, которые задаются с одной стороны комплексом личностных черт, а с другой стороны общей направленностью на экспериментальную деятельность.
Таким образом, возросший интерес ребёнка к экспериментально – исследовательской деятельности, несомненно, будет способствовать успешной самореализации его личности.