Ксения Чуплашкина
Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы.
"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе".
1. Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Публикация «Конспект занятия „Вода вокруг нас, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
3. Опыты с водой.
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
Развивающая среда: картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе. Для опытов: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, термос с горячей водой.
Ход занятия
1. Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены реки, озера, моря. Просит объяснить, что изображено на картинах. Дети объясняют, воспитатель говорит, что все, изображенное на картинах, - это вода.
Читаем стихотворение Н. А. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Беседа о том, кому нужна вода.
Вопросы:
1) Что вы знаете про воду?
2) Кому она нужна?
3) Зачем вода растениям?
4) Как они ее получают?
5) Нужна ли вода животным?
6) Нужна ли вода человеку?
7) Что он с ней делает?
Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Подчеркивает, что в кране вода – из реки. Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала она была в реке, потом человек направил ее в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Вода из крана течет чистая. А как же воду очищают? Вода попадает на водозаборные станции, где ее очищают.
2. А как попадает вода в речку? Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети поднимаются на носочки, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки. Дети садятся на места.
-Мы были ручейками и становились реками. Расскажите, пожалуйста, какие реки вы знаете?
Самые большие реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара. Сибирская река Енисей в переводе с тувимского языка означает большая вода.
Озера тоже очень важная часть природы России. Среди всех озер России есть одно, знаменитое на весь мир – это озеро Байкал - гордость России! Озеро Байкал – самое большое озеро в мире. Иногда его сравнивают с морем, потому что если встать на одном берегу озера. То противоположный берег не видно. Вода в озере Байкал – самая чистая.
Мы с вами много сегодня говорили о воде. Давайте же скажем, какая вода?
Какая вода :
А – прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить чайные ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Ответ: в воде видны, потому что она прозрачная, а молоко – нет.
Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках? Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная и чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоемы.
Б – у воды нет вкуса. Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода содержит много соли, ее нельзя пить.
В – у воды нет запаха. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Вода не имеет запаха, если она чистая.
Г – вода жидкая, может течь. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Д – вода бывает теплой, холодной. Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, в каком – самая теплая. Подчеркнуть, что в реках, озерах и морях тоже бывает вода с разной температурой. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.
Вывод: родники, ручейки, озера, реки – это богатство нашей страны, но любое богатство можно потерять, если им не дорожить. Например, очень часто из плохо закрытого крана капает вода. За один час накапает стакан, за день – ведро. А если в каждой квартире не будут закрывать кран, можно потерять целое большое озеро. Давайте бережно относиться к воде!