Кунц Лариса
Проект в старшей группе ДОУ «Вода — вещество необычное»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе ДОУ «Вода – вещество необычное»
Тематика: «Вода – вещество необычное»
Автор работы: старшая группа № 4 «Почемучки» МБДОУ ЦРР №7 «Звездочка»
г. Лермонтов
Руководитель проекта : Кунц Лариса Леонидовна
Учреждение: МБУ ДО Центр творчества «Радуга», г. Лермонтов
Публикация «Проект в старшей группе ДОУ „Вода — вещество необычное“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
В основе проведенного исследовательского проекта «Вода – вещество необычное» лежит метод экспериментирования, который развивает навыки проведения опытов у детей, активизирует мыслительные процессы, воспитывает умение работать в группе, делать выводы из собственных наблюдений, стимулирует интеллектуальное развитие дошкольников.
Подробнее о работе:
В рамках исследовательской работы и проекта в старшей группе ДОУ " Вода – вещество необычное ", воспитанники были ознакомлены с тем как происходит круговорот воды в природе, что такое вода, состояния воды, свойства воды, с помощью опытов определили, что вода переходит из одного состояния в другое, что чистая вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.
Оглавление
Введение 1
Обзор литературы о воде 2
Работа о воде в старшей группе ДОУ 3
Эксперименты с водой 4
Результаты 5
Заключение 5
Литература 6
Введение
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,
не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что ты
необходима для жизни, ты – сама жизнь…
Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан Сент-Экзюпери
Актуальность темы. Дошкольники – прирожденные исследовали, основы экологического воспитания закладываются в дошкольном детстве. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В последнее время я обратила внимание на то, что дети старшей группы все чаще стали задавать вопросы о воде, поэтому я решила поддержать интерес детей и познакомить со свойствами воды.
Цель исследовательской работы - доказать, что вода способна переходить из одного состояния в другое, что имеет место быть круговорот воды в природе, что чистая вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.
Перед собой поставили следующие задачи:
1. Выяснить, что такое вода, состояния воды, свойства воды.
2. Доказать с помощью экспериментов, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.
3. Сделать вывод по результатам работы.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Мы выдвинули гипотезу что вода — это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое. Чистая вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета. Вода хороший растворитель.
Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, изучение литературы.
Предполагаемые результаты: расширить и углубить знания и представления детей о воде, ее свойствах;
• развить познавательные умения через опытно - экспериментальную деятельность;
• дети должны уметь анализировать и устно делать выводы с помощью наглядного материала.
Продукт исследовательской работы: составление памятки «Что мы узнали о воде?»
Где содержится вода на земле? Вода — самое распространённое вещество на Земле. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор. В недрах земли также находится вода.
Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Дело в том, что тело человека почти на 63% - 68% состоит из воды.
Современные представления происхождения жизни на земле связывают с водой. Воде принадлежит важнейшая роль в истории нашей планеты.
Обзор литературы о воде
Вода – вещество необычное. В методической литературе, в журналах стали больше места отводить исследовательской деятельности детей.
В книге О. В. Дыбина (отв. ред.) «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены занимательные опыты и эксперименты с водой для детей от 3 до 7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы, направленные на развитие исследовательской деятельности дошкольников.
В книге из цикла «Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста» (М. Ю. Бурыкина, 1995г.) представлены программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, составленных на основе достижений науки и включают результаты исследований в области ознакомления с объектами и явлениями неживой природы. Программа содержит необходимый объем знаний о воде, расположенный по возрастам.
Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал "самое необыкновенное вещество в мире". А "Занимательная физиология", написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым, начинается с главы о воде – "Вещество, которое создало нашу планету".
Учё ные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.
Работа о воде в старшей группе ДОУ
• Первый (подготовительный) этап
На данном этапе я вела работу по подбору иллюстраций, материала и оборудования. Вырабатывала систему экспериментов и опытов. С помощью наблюдений и бесед я выяснила, что не все дети знают, что вода — это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, она хороший растворитель, никто из детей не знал, как происходит круговорот воды в природе, откуда берутся дождь и снег.
Возникшую проблему я решила проработать через исследовательскую деятельность. Поэтому на подготовительном этапе я изучила методическую литературу по данной теме. Я подобрала литературу и презентации по данной теме исследования, изготовила наглядно-иллюстративный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением воды в разных состояниях, подобрала опыты и эксперименты о воде.
• Второй (основной) этап
Данный этап включает в себя опытно–экспериментальную совместную с педагогом деятельность и самостоятельные наблюдения по теме исследования. Я знакомила детей с водой с помощью презентации и наглядно-иллюстративного материала.
Свою исследовательскую работу мы начали со знакомства с водой. В начале нашей работы дети посмотрели презентацию о воде.
Я рассказа и показала детям: где можно встретить воду, кому она нужна, зачем нужна вода человеку, какой бывает вода, почему вода не заканчивается (круговорот воды, почему нужно беречь воду.
Дети внимательно слушали, вступали в диалог и отвечали на вопросы по данной теме.
Все это помогло ребятам расширить свои знания о воде.
Для исследовательской деятельности нам понадобились материал и оборудование (для проведения опытов и экспериментов). Данный материал и оборудование я сама подготовила и принесла детям. Это были разнообразные емкости для воды (стаканчики разного размера, бутылочки, колбочки, ложечки, палочки, краски, сахар, формочки для льда, пластиковый пакет на застежке, крупа, молоко.
Для того, чтобы доказать, на самом ли деле вода переходит из одного состояния в другое мы провели несколько экспериментов и опытов.
Эксперименты с водой
1. Эксперимент «Круговорот воды в природе»
Мы взяли пластиковый пакет с застежкой, налили в него воду, подкрасили ее красками, закрыли и приклеили к окну на самой солнечной стороне. Делали это утром и наблюдали за водой в пакете весь день. Под действием солнечных лучей вода в пакете нагревалась и испарялась, но т. к. пакет был закрыт, пар оставался внутри пакета. Когда капельки вверху охлаждались и становились достаточно тяжелыми (конденсировались, они стекали «дождем» по стенкам пакета вниз.
Вывод 1: под воздействием солнечного тепла, вода перешла из жидкого состояния в парообразное, поднялась вверх и охлаждаясь стекала снова вниз, испарялась только чистая вода, а краситель остался внизу пакета. Так происходит в реальной природе: вода испаряется с поверхности земли и образуются облака, а когда капли становятся достаточно тяжелыми и крупными из-за охлаждения, то воздух не может их удержать, и вода выпадает в виде осадков на землю. Такие осадки могут сразу попадать в водоемы, а могут впитываться в землю и становиться грунтовыми водами, которые уже позже попадают в водоемы.
Вывод 2: вода из жидкого состояния перешла в газообразное и из газообразного в жидкое.
Вывод 3: вода может нагреваться от источника тепла., а при нагревании испаряется, становится газом.
2. Опыт «Вода – жидкость и не имеет формы»
Мы взяли сосуды разной формы и начали поочередно наливать в них воду. Через некоторое время мы заметили, что сколько бы мы не наливали воду в сосуды, вода постоянно принимает их форму. Мы проделали этот опыт с гречневой крупой и заметили, что она сыплется, а не льется, как вода.
Вывод: вода не имеет формы, она переливается из сосуда в сосуд, потому что она-жидкость.
3. Опыт «Вода прозрачна, не имеет цвета»
Для этого эксперимента мы взяли стакан с водой и молоком, опустили в каждый стакан ложки и увидели, что в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Вывод: чистая вода прозрачная и не имеет цвета.
4. Эксперимент «Лед – это вода»
Мы взяли формочки для льда, налили в них воду, поставили в холодильник, вода превратилась в лед. Один квадратный кусочек льда опустили в стакан с чистой и водой. Другой кусочек льда положили на тарелку, еще один кусочек положили в ладонь.
Вывод: вода может становится твердой и принимать форму только когда замерзнет, лед-это твердая вода и тогда она имеет форму., а жидкая вода формы не имеет, лед легче воды, он плавает на поверхности, пока не растает., лед быстрее тает на теплой ладошке.
5. Эксперимент «Вода не имеет запаха»
Мы взяли два стакана с водой, понюхали, вода не пахнет. Затем в один стакан добавили сок лимона. Понюхали, вода стала пахнуть лимоном.
Вывод: чистая вода не имеет запаха, но, если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает запах этого вещества.
6. Эксперимент «Вода не имеет вкуса, но является хорошим растворителем»
Мы взяли два стакан с водой, попробовали, у воды не оказалось никакого вкуса. Затем в один стакан добавили сахар, размешали, посмотрели, сахара в стакане не оказалось. Попробовали, вода стала сладкой, так как сахар растворился в воде.
Вывод: чистая вода не имеет вкуса, но, если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем.
• Третий (заключительный) этап
Подведение итогов исследовательской работы.
Подведение итогов нашей исследовательской работы прошло в виде итогового занятия в ДОУ.
По результатам проведенного исследования сделали вывод: Вода способна переходить из одного состояния в другое.
1. Чистая вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.
2. Вода- это хороший растворитель.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – вода обладает многочисленными удивительными свойствами.
Результаты
1. В результате исследовательской работы дети расширили свои знания о воде и её состояниях.
2. Узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной.
3. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, устно описывать опыты с водой.
4. Появились навыки работать в группе.
5. Повысился интерес к познанию окружающего мира.
Заключение
Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.
Давайте беречь воду.
Беречь воду – это означает беречь жизнь!
В природе путешествует вода. Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед, растает – и снова в поход
По горным вершинам, широким равнинам.
Вдруг в небо взовьется, дождями вернется.
Вокруг оглянись, в природу вглядись…
Вас окружает везде и всегда
Это Волшебница – чудо вода!
Литература
1. Николаева С. Н., Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
2. Дерпгольц В. Ф., Вода во вселенной. - Л. : "Недра", 1971г.
3. Бурыкина М. Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б. ; 1995г.
4. Петрянов И. В., Самое необыкновенное вещество в мире. - М. ; 1975г
5. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторы-составители Мартынова Е. А., Сучкова И. М. /Волгоград/ - 2010г.
6. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной - М. : ТЦ Сфера, 2014г.