Катерина Олегаш
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода — как она есть»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Вода, как она есть»
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Вода — как она есть“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .
2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода) .
3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
4. Научить делать безопасные опыты.
Демонстрационный материал: бокалы, баночки, масло, пищевые красители, краски, кисточки, шриц, шипучие таблетки.
Подготовительная работа :
чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Вход в зал вместе с детьми.
- Ребята, сегодня мы с вам отправимся в очень интересное путешествие. Но для начала, я хочу у вас кое-что спросить. Как вы думаете или считаете, без чего человек на Земле прожить не сможет? (варианты ответов).
-Правильно! Без воды! И не только человек! Вода –это огромная тайна! В маленькой капельке содержится много загадок, которые ученые пока до конца так и не разгадали. И вот сегодня мы посетим страну «Подводного короля Нептуна»
2. Эмоциональная настройка детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит очень увлекательное путешествие, в одно не изученное еще до конца место. Но перед тем, как отгадать, что это за место и о чем сегодня мы будем говорить, нужно представиться и поздороваться. Вы же наверняка заметили пришедших к нам гостей!
Дети: -Да
Воспитатель: А эти гости большие или маленькие, то есть дети или взрослые?
Дети: Взрослые.
Воспитатель: А мы с вами дети или взрослые?
Дети: Взрослые! (дети)
Воспитатель: Значит и представиться нам нужно правильно! Те, кто считает себя взрослым, называю полностью свои ФИО, а те, кто считает себя ребенком может назвать только ФИ. Согласны?
Дети: Да!
По очереди представляются.
Воспитатель: Очень хорошо. А теперь отгадайте загадку:
С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее- и к небесам она
Взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут ее … (вода) .
Дети: Вода
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Сегодня мы поговорим о воде.
Давайте вспомним, какой бывает вода на нашей планете?
У меня в руках волшебный мяч. Я бросаю мяч одному из вас, задаю вопрос: «Какая и где бывает вода?», вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и возвращаете мяч мне. Правило такое, никто никому не подсказывает, только я могу помочь тому, у кого волшебный мяч.
Дети: море, речка, из водопроводного крана, снег, лед, туман, роса, дождь, айсберг, холодная, горячая…
Воспитатель: Правильно, дети. Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях. Вода падает на землю в виде дождя. При нагревании вода превращается в пар. Вода бывает в замерзшем виде - снег, лед. Все это разные формы воды. Но в любом виде она необходима человеку.
Воспитатель: Давайте поиграем, представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки.
Мы теперь настоящая семья.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки.) звучит аудиозапись ручейка.
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) звучит аудиозапись речки?
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) звучит аудиозапись моря.
Плавали, плавали капельки в море. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (руки вверх потянули.) Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и затем возвращаются к воспитателю.
Капельки, я сегодня предлагаю отправиться в путешествие в подводное царство! Вас там будет ждать много интересного.
3. Постановка образовательной деятельности.
Гаснет свет, звучит музыка, на проекторе появляется подводный мир. Дети поворачиваются к первому столу с приготовленным оборудованием.
Опыт №1 : «Вода- хамелеон» .
На экране появляется морская рыбка.
Воспитатель:-Ребята, золотая рыбка рада нас видеть. Она очень хочет показать нам что-то интересное. То, что мы еще не видели. Она хотел выполнить придуманные ею задания давно, но вокруг только рыбы, у которых плавники, поэтому не удавалось найти себе достойных помощников. А мы как раз подходим. Поможем ей? (2мин)
Воспитатель: Вот простая вода, какого она цвета?
Дети: Прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: А сейчас, разобьемся на пары. Каждой паре я пододвину по одной баночке. Возьмите баночки в руки и скажите волшебные слова: "БЫЛА ВОДИЧКА ПРОСТОЙ, СТАНЬ ВОДИЧКА ЦВЕТНОЙ", после взмаха волшебной палочки, взболтайте воду в баночках. (звук волшебства)
После чего вода окрашивается в бутылках в разные цвета: синий, красный, желтый)
Каждого спросить, какого цвета вода.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? Вы что-то добавили в воду, ведь баночки были закрыты? Кто догадался, в чем фокус?
Необходимо подвести к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки.
Воспитатель: Открою секрет фокуса, я заранее покрасила крышку краской. И рыба нам говорит, что мы молодцы и она очень довольна нами. Поплывем дальше? Рыба предлагает вас взяться за руки и, как длинная и извилистая река, проследовать к ее второму заданию, которое называется «Лавовая лампа».
Дети выполняют это задание и змейкой двигаются ко второму столу
Воспитатель
Опыт №2 : «Лавовая лампа»
Для опыта понадобится :
• 5 стеклянных стаканов
• вода;
• растительное масло;
• пищевой краситель;
• таблетки растворимого аспирина.
Воспитатель: В Пол стакана мы заполняем растительным маслом, а еще половину- водой. Затем добавляем пищевой краситель. Каплями из специальных бутылочек или пипетками из стакана, где красители были растворены. (все делают дети самостоятельно, разбившись на пары). Как вы думаете, почему масло не смешалось с водой? (подвести к ответу, что масло более плотное, чем вода)
Дети: - дают свои варианты и предположения.
Воспитатель:-Я каждому раздам по шипучей таблетке аспирина. А теперь, по моей команде вы бросаете эти таблетки в ваши стаканчики. Наблюдаем за происходящим. Вода с маслом не смешивается, а под воздействием пузырьков от растворения аспирина капли масла с красителем будут подниматься. Красивый опыт? Поплывем дальше? Но прежде рыбка хочет, что бы мы чуть показали ей, как умеем работать руками, ведь у нее их нет. Только плавники. Покажем?
Физминутка под музыку
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Дети опять берутся за руки и выстраиваются в реку, делают один круг по залу, тем самым передвигаясь к нужному столу.
Опыт №3. "Радужная вода»
Воспитатель: А сейчас рыбка нас научит одному фокусу, который называется радужная вода.
Помните, при рисовании мы часто моем кисточку в баночке? Зачем это нужно?
Дети: Выслушать ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Мы меняем краску, которая уже не нужна, на ту, что нам необходима. А когда смешивается много разных красок, какая вода в баночке становится? (подвести к правильному ответу).
Сегодня мы свами убедимся в том, что краска в баночке может быть не только грязной от смешивания красок, но и радужной, с чистыми, не смешанными цветами. А как это происходит, мы увидим своими глазами и сделаем своими руками.
Для опыта нам понадобиться :
1. Маленькие стаканчики
2. Сахар
3. Бутылка с водой
4. Краски
5. Кисти
6. Шприц
7. Большой бокал
Перед нами стоят маленькие, стеклянные стаканчики. В них мы должны добавить сахар, но в определенной последовательности:
1 –й стакан остается пустым, во 2-й мы добавляем 1 чайную ложечку сахара, в 3-й 2 чайных ложки сахара, а в 4-й мы добавим 3 чайных ложки сахара.
Далее мы добавляем в каждый стакан одинаковой количество воды и размешиваем, пока сахар не раствориться полностью. Затем, размешаем хорошенько, что бы сахар растворился в воде полностью. После этого добавляем в каждый стаканчик разную краску (красную, зеленую, черную, желтую). Когда работа сделана, берем шприц и начиная со стаканчика, где не было сахара, набираем воду, а затем аккуратно выливаем в наготовленный бокал.
Результат превзошел ожидания! Все водные слои легли ровно, не смешиваясь. Давайте подумаем, почему так вышло (объяснить детям, что чем больше сахара в воде, чем плотнее она становится)
Воспитатель: Мы выполнили все Ваши задания, уважаемая рыбка? Она ответила, что мы молодцы и позовет нас в гости еще! Давайте с вами подведем итог сегодняшнего путешествия. Чем мы занимались в подводном царстве (выслушать варианты детей? Много нового увидели? Что, например? Кто или что был главным во всех опытах? Правильно, вода! Мы узнали о ее свойствах, о ее тайнах, о предметах, которые тонут и которые остаются на поверхности. Понравилось вам? (да) Теперь с чувством выполненного долга можем отправиться домой. Но перед тем, как мы уйдем, давайте поблагодарим наших гостей, которые присматривали за нами и не давали утонуть.
Дети:
1реб. Всего доброго, дорогие гости
2 реб. Спасибо, что были сегодня с нами
3 реб. Что улыбались и радовались,
4 реб. Удивлялись и хлопали.
5 реб. Приходите к нам еще!
6 реб. Мы будем очень рады!
7 реб. Мы придумаем для вас еще много интересного!
8 реб. Желаем вам счастья, мира и добра!
Все:До новых встреч!
Уходят под музыку.