оксана чепель
Воображение как основа творческой деятельности учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром». Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (то есть социально значимым открытием) и субъективно новым (то есть открытием для себя). У боль-шинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.
Публикация «Воображение как основа творческой деятельности учащихся» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если посмотреть на поведение человека, на всю его деятельность, то легко увидеть, что в этой деятельности можно различить два основных вида деятельности. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Огромное значение для всей жизни человека имеет такое сохранение его прежнего опыта, оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повто-ряющиеся в одинаковых условиях.
Творческому предприятию предшествует длительное накопление соот-ветствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навы-ках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления. Само же творчество характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное качество, которое и является истинным решением данной задачи.
Органической основой такой воспроизводящей деятельности или памяти является пластичность нашего нервного вещества. Пластичностью называется свойство какого-нибудь вещества, заключающееся в способности его изменяться и сохранять следы этого изменения.
Таким образом, мозг наш оказывается органом, сохраняющим наш прежний опыт и облегчающим воспроизведение этого опыта. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и деятельность комбинирующую или творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы су-ществом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоя-щее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
«Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — построй-кой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений.»
В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-ни-будь усовершенствования в области техники. Однако, такой взгляд является неправильным. Если же принять во внимание наличие коллективного твор-чества, которое объединяет часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей.
Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество — это всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, — будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.
Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако после достижения определенного уровня развития ин-теллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ, проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные параметры творческой деятельности :
-- оригинальность — способность продуцировать необычные ответы;
-- продуктивность — способность к генерированию большого числа идей;
-- гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
-- способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
-- богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);
-- любознательность;
-- иррелевантность – логическая независимость реакции.
Шаблонность мышления, ориентация его на однозначный, правильный ответ часто мешает найти оригинальное, новое решение.
Высокие способности к обучению и творчество далеко не всегда совпа-дают. Неуспевающие учащиеся могут обладать высокими творческими спо-собностями, и наоборот.
Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не кри-тическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.
Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, воображение. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90% состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личност-ные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глу-биной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного. В творчество как деятельность, направленное на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. Без воображения, невозможно возникновение замысла и его осуществление. Особенно велика роль воображения в состоянии вдохновения. «Вдохновение как кульминационный момент творческого процесса характеризуется наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения.». В состоянии вдохновения ребенок решает задачу, стоящую перед ним легче, ярче, полнее. Решению творческой задачи, стоящей перед учащимися, даже в состоянии вдохновения, предшествует длительная работа мысли, глубина переживаний, в которых рождается замысел и выделяются пути его выражения посредством наблюдения, накопления и обобщения фактов.
В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. вот почему сила и яркость воображения во многом зависит не только от полноты и богатства имеющихся представлений у ребенка, но и от оригинальности и своеобразия комбинаций в процессе воображения во время периода вдохновения. Если рассмотреть историю той или иной науки, достигшей высокого уровня развития, где достаточно разработаны теоретические концепции, широко применяется математика и т. п., то можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда еще оставалось неизвестным и дополнялось догадками. По мере того, как область знания развивается, в ней многое становится устоявшимся и в воображении уже нет необходимости. Однако такое положение вещей не остается долговечным. Благодаря накоплению научных знаний и совершенствованию методик исследования даже самая устоявшаяся область науки сталкивается с фактами, которые не укладываются в общепринятые схемы и не могут быть ими объяснены, и тогда вновь возникает потребность в воображении, и возможно, более смелом. Оно и обеспечивает возможность осуществления революции в науке. Воображение все время продолжает работать на переднем крае науки, там, где открывается новое.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность, не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество, как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения». А ведь совершенно очевидно, что элементы творчества закладываются в психологическом развитии с детских лет. Исходя из вышесказанного, учитель технологии должен обладать опытом и знаниями своего дела для того, чтобы суметь заинтересовать детей, стимулировать воображение заданиями : «подумайте, как сделать предмет (коврик, прихватку) более оригинальной, найдите новое применение изделиям» и т. д.