Елена Петрова
Консультация «Внимание, почемучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему малышу четвертый или пятый год?
Он без конца о чем-то спрашивает?
Внимание, пришло время почемучек!
Почему трава зеленая? Почему я расту? Почему кошки мяукают? Из чего сделан шоколад?
Уважаемые родители, запаситесь терпением. У вашего ребенка в этом возрасте активизируется речевое и познавательное развитие. Ваша задача - поддержать малыша, помочь ему осваивать родной язык и знания об окружающем мире.
Кроме того, что вы терпеливо отвечаете на вопросы маленького почемучки, попробуйте сменить тактику и переспросить ребенка: "А как ты думаешь, почему?"
Иногда ребенку важно самому дать ответ на свой вопрос.
Публикация «Консультация „Внимание, почемучка“» размещена в разделах
Побуждайте развитие пытливости ума. Предложите ребенку самому поискать ответ на свой вопрос в интернете или в энциклопедии.
Один и тот же вопрос малыш может повторять много раз, особо животрепещущий - развивать, уточнять, добиваясь ясности. Он должен быть уверен в надежности получаемой информации. Вопрос может возникнуть в общении с другим ребенком, и тогда ребенок задает его взрослому как авторитетному арбитру, делая вид, что он сам его придумал: "А ведь ветер никто не дует. Он сам получается. А Ваня говорит. "
Трудные ответы
В любом обществе есть вопросы, которые не принято задавать. Конечно, это правило относится к миру взрослых, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Ребенок, которому в детстве запрещали задавать вопросы на определенную тему, в будущем скорее всего будет избегать информации, с нею связанной. Так возникают многочисленные комплексы и скованность, способные испортить жизнь кучей усвоенных в детстве табу. Если родители уклоняются от прямого ответа на вопрос, ребенок понимает, что затронул запрещенную тему. Поэтому любой короткий ответ лучше, чем игнорирование или смущенные попытки сменить тему разговора.
Внимание: сигнал тревоги
Но вопросы не всегда нужны ребенку для того, чтобы получить информацию. Иногда ребенок просто пытается привлечь к себе внимание, выразить свои чувства или добиться общения с родителями.
Наш ребенок не задает вопросы. Это плохо?
Психологи выделяют три основные причины, по которым дети не превращаются в почемучек. Прежде всего, это могут быть трудности с речью, задержка речевого развития.
Во-вторых, у ребенка могут быть проблемы эмоционального характера – неуверенность в себе, кризисная ситуация дома или в детском саду, депрессия.
Наконец, не исключено отставание в когнитивном развитии, когда, несмотря на соответствующий возраст, ребенок не интересуется причинно-следственной связью происходящего вокруг него.
Возможно, такой ребенок просто не понял, что общение с другими является источником информации или вообще не заинтересован в общении, что бывает при различных формах аутизма и других нарушениях психики.
В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Но это только в том случае, если взрослые готовы отвечать ему. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания. Разумеется, есть дети, которые просто в силу своего характера задают меньше вопросов, при этом не испытывая трудностей в общении. Более пассивных детей стоит поощрять получать знания, выдавая им информацию даже без просьбы с их стороны. Родители могут начать с того, что сами будут задавать наводящие вопросы, например во время чтения книги или просмотра телевизора. Да, бывает и так, что любознательности приходится учиться…
Но если у ребенка наблюдается скудный словарный запас, низкий уровень знаний, трудности с пониманием услышанного или с выражением собственных мыслей, стоит пройти проверку у специалиста.