Валерия Карпова
Внимание! Дети не играют!
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание : дети не играют!
В современном мире пользование компьютером, телефоном и другими гаджетами, которые становятся все интереснее и привлекательнее, является необходимым атрибутом нашей жизни. Это позволяет нам быть всегда в онлайне и держать руку на пульсе. Но не каждый взрослый, тем более ребенок обладает навыком работы с информацией в интернете, которая бывает не только недостоверной, но и вредной для него.
Публикация «Внимание! Дети не играют!» размещена в разделах
Бытует мнение, что просмотр интересных и полезных передач, компьютерные игры развивают воображение, насыщают полезной информацией. Отчасти это так, но не надо забывать, что это вытесняет у детей физическую активность, межличностное взаимодействие, сужает поля зрения (видения).
С экрана телевизора, компьютера и др. ребенок видит поток меняющихся картинок, движений и слов, что для развивающегося мозга является слишком быстрым. Ребенок запоминает информацию, но она носит не глубинный характер, его роль в познании пассивна, т. к. не требуется умственного, эмоционального и физического включения. Это отрицательно влияет на развитие у ребенка воображения и творчества. Я думаю, что каждый наблюдал, как ребенок эмоционально, с точностью до каждого слова пересказывает рекламу, но при этом испытывают трудности при выполнении заданий, требующих воображения и творческого подхода.
Дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками часто увлекаются онлайн-играми, которые помогают социализироваться за счет общения с другими игроками, самопрезентоваться, быть успешным, не испытывать чувство тревоги, за счет возможности выхода в любую минуту из игры.
Существуют факторы риска формирования излишнего использования интернета и телевизора. Это дети и подростки, которые более невнимательны, импульсивны и гиперактивны по сравнению со сверстниками, которым не хватает эмоционального насыщения от общения, у которых зачастую отмечается повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, трудности в выражении собственных эмоций и пониманием эмоций других людей, у которых в семье присутствует низкий уровень запретов и нечеткость установленных рамок.
Получается, то, что у ребенка наиболее уязвимо, он еще больше усугубляет, увлекаясь телевизором, компьютером, телефоном и др., и при чрезмерном уходе в онлайн-игры может развиться зависимость, которая характеризуется уходом в игровую среду от социальных контактов
Многие родители испытывают чувство тревоги по этому поводу, они пытаются контролировать ситуацию, но повышение контроля со стороны родителей не приводит к эффективным результатам, особенно в ситуации, если это подросток, т. к. он в силу своего возраста старается отделиться от родителей. При этом нельзя недооценивать роль взрослого, которая предполагается как направляющая, сопровождающая на основе доверия, обучающая, воспитывающая, выстраивающая партнерские отношения, предлагающая альтернативы, осуществляющая скрытый контроль и определяющая санкции.
Как же помочь ребенку справиться с его трудностями? Ответ очень простой – с детьми надо играть. Эшли Монтегю говорил что, игра - основная составляющая физического, интеллектуального, социального и эмоционального развития.
Доктор Пол Маклин связывает процесс развития воображения с развитием игры, которая становится основой творчества и логического мышления на уровне причинного обусловливания. Игры, «включаюшие» воображение, стимулируют творчество. Игра формирует навыки, необходимые для сотрудничества, совместного творчества и взаимопонимания.
Использование игр Гюнтера Хорна (детский психотерапевт из Германии, позволяет справляться с многими трудности, которые возникают у детей в силу разных причин и на разных этапах их взросления. Особенно хочется остановиться на игре «Лепешка», которая помогает подросткам справляться с агрессией и напряжением социально приемлемыми способами, учит осознавать и выражать свои чувства, желания, обучает навыкам коммуникации, соблюдению правил, развивает воображение и творчество. Ребята смеются всю игру и я вместе с ними. Обсуждая с ребятами их чувства в конце игры, они рассказывают о том, что это радость, спокойствие, уверенность, счастье… Очень часто непроизвольно у ребят всплывают темы, которые их волнуют. Один мальчик долгое время в игре дарил всем «подарочки», причем он тратил все время на то, чтобы их вылепливать из пластилина. Из разговора с мамой выяснилось, что ребенок все время теряет ортодонтическую пластинку (думаю намеренно, за это ему пригрозили лишением подарка на Новый год. Родители забыли о своем обещании, а ребенок до сих пор переживал.
Ценность игры «Лепешка» в том, что правила минимальны, остальное полет фантазии и творчества.
Хочется поделиться опытом по работе с детьми с особенностями развития. Это были подростки с РАС и интеллектуальной недостаточностью. «Лепешка» нас объединила и мы забыли, что 5 минут назад друг друга сторонились. Встречая меня, ребята улыбаются, ведь теперь у нас есть общий интерес – мы любим играть в «Лепешку».