Папки-передвижки

Конспект внеурочного занятия с психологом «Мужество и трусость: что мы о них знаем?» для учащихся 5–6 классов

Наталья Алыкова
Конспект внеурочного занятия с психологом «Мужество и трусость: что мы о них знаем?» для учащихся 5–6 классов
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с темой.

Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда какой –то человек начинает на нас давить и заставлять что-либо делать. Давайте попробуем перечислить такие ситуации.

В обсуждении необходимо привести ребят (иногда с помощью подсказок учителя, что бывают ситуации обоснованные заботой о нас или объективными требованиями (родители заставляют делать уроки, тепло одеваться и т. д., а иногда давление совершается только потому, что нас хотят заставить что то делать в угоду своим интересам. Если в процессе обсуждения ребята не набросали список ситуаций, которые можно разбить на две эти группы, то можно привести в пример две ситуации (Приложение 1 Дополнительных материалов) и обсудить различия между этими ситуациями. Далее классный руководитель оговаривает, что дальше речь пойдет только о второй группе ситуаций.

Публикация «Конспект внеурочного занятия с психологом „Мужество и трусость: что мы о них знаем?“ для учащихся 5–6 классов» размещена в разделах

И теперь главный секрет: для того, чтобы разделить эти ситуации Вам нужно понять является ли просьба и цель человека, который Вас о чем то просит одним и тем же. Например, мама просит одеваться теплее и ее цель добиться, чтобы вы одевались теплее. Цель и просьба равны. Поэтому разговор открытый. Мама ничего от вас не скрывает. Или приятель просит вас на спор кого-то толкнуть. Его цель посмотреть как вы выпутаетесь из этой ситуации или он хочет, чтобы вы ввязались в драку. Цель и просьба не равны. Это называется МАНИПУЛЯЦИЯ. Люди используют манипуляции, чтобы добиться от вас чего-либо, не показывая, зачем им это нужно на самом деле.

Сегодня мы с вами попробуем научиться вести разговор в таких ситуациях так, чтобы он не перерос в конфликт.

Вот основные правила такого разговора (приложение 2 Дополнительных материалов). Учитель обсуждает то, что написано в памятке. У каждого участника на руках остается листок.

Теперь давайте разобьемся на две группы и каждый из вас получит задание (Приложение 3 Дополнительных материалов). У некоторых цель и просьба будут совпадать. А у некоторых будет задача попросить обо одном, имея желания добиться чего то другого. После этого мы будем разыгрывать сценки в парах. Задача одного участника озвучить только просьбу. А у другого прояснить причину и принять решение – будет ли он помогать. Если вы видите, что желание человека открытое и вы готовы сделать то, что он просит – вы соглашаетесь. Если вы видите, что просьба и цель различаются, что человек что-то скрывает, то тогда отказываетесь выполнять его просьбу. Если вы угадываете правильно и самое главное – сохраняете вежливость и спокойствие в процессе разговора – получаете звездочку. Команда, которая получила больше звездочек – победила.

Далее ребята получают задания и из каждой группы по очереди выходят желающие попробовать свои силы. По очереди они обращаются с просьбой и ведут диалог (сначала один в роли просящего, потом другой). Классный руководитель каждый раз подчеркивает и хвалит моменты, когда ученик правильно построил вопрос, сохранил спокойствие. Вежливость и не перешел на обидный разговор.

Домашнее задание (варианты) :

Попробовать применить эти способы в жизни и написать небольшой рассказ, что из этого вышло.

Необходимые материалы: раздаточные материалы (Приложения 2 на каждого учащегося, звездочки из бумаги

Критерии оценки результатов:

% участия класса на классном часе

Активность в высказывании мнений в процессе обсуждения

Активность участия в игре

Выполнение домашнего задания

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение 1. Ситуации для обсуждения

Ситуация 1. Вася сидел и играл в компьютерную игру. Он давно хотел пройти новый уровень. За игрой он совсем забыл об уроках. Когда мама пришла с работы она спросила, подготовился ли он к завтрашнему учебному дню. Он сказал, что пока нет. Тогда мама потребовала, чтобы он выключил компьютер и начал делать уроки. Через час, когда мама вошла Вася все еще играл. Она его отругала, выключила компьютер и потребовала, чтобы он без всяких пререканий, возражений и вопросов немедленно садился за уроки.

Ситуация 2. Никита сидел в компьютерном классе и допечатывал домашнее задание по истории. Урок должен был начаться через час. Его одноклассник Виталик зашел с ним поболтать. Виталик сказал, что можно и не готовить задание, если Никита согласится сделать одну простую вещь. Он сказал, что если ты меня уважаешь и доверяешь, то не будешь спрашивать как она сработает. Никита так и сказал:

- Тебе то всего – навсего о надо раздобыть ключи от исторического класса. Пойди попроси на вахте, скажи, что ты там забыл пакет. Потом пойдешь в класс и возьмешь пакет со стула учительницы.

Никита попытался отказаться, но Виталик потребовал, что если они друзья, то Никита должен его слушаться.

Никита выполнил просьбу Виталика. Когда учительница вернулась в класс выяснилось, что в пакете лежали важные документы, которые надо было срочно сдать. Урок отменили, так как учительница очень расстроилась.

К концу урока выяснилось, что ключи брал Никита и его вызвали к директору, где обвинили в воровстве. В школу вызвали родителей и дома его наказали, лишив телевизора на целый месяц. Родители были ужасно расстроены этим происшествием.

Приложение 2. Как вести себя, когда на тебя оказывают давление.

КАК ИЗБЕЖАТЬ МАНИПУЛЯЦИЙ

Если тебе кажется, что тебя просят об одном, а нас самом деле хотят чего то другого….

Если тебе непонятна причина просьба….

Если тебе непонятные последствия того, что тебя просят сделать….

Если тебе непонятно почему именно этот человек подходит именно к тебе с просьбой….

…то сделай следующее. Задай вопросы (те, которые подходят к разговору, это может быть один, два или три вопроса) :

Почему ты меня об это просишь?

Зачем тебе это нужно?

Зачем это нужно мне?

Почему ты не можешь сделать это сам (сама?

Почему ты хочешь, чтобы именно я это сделал (сделала?

Если у человека честные намерения, то он ответит просто и прямо. Его ответ покажет тебе всю картину причина-просьба-последствия и ты сможешь выбрать: делать то, что тебя просят или нет. Если у него есть скрытые намерения, то он может начать врать, злится, не сможет сразу найти ответ и т. д.

Когда просьба тебе станет понятной, то тебе надо решить вопрос станешь ли ты выполнять просьбу. Если просьба не кажется тебе странной или затруднительной, если тебе приятно сделать что-то для другого человека и эта помощь никому не навредит, то ты соглашаешься.

Если ты хочешь отказаться, то важно сохранить свою позицию, но избежать конфликта.

Перескажи то что говорит твой собеседник («Ты просишь меня найти тебе в интернете информацию»)

Покажи, что ты понимаешь, что твоему собеседнику важно, чтобы ты выполнил его просьбу («Я понимаю, что самому тебе некогда это сделать»)

Покажи, что ты и сам имеешь право на собственные желания, точку зрения и т. д. («Но к сожалению, я не могу тебе помочь, у меня много своих дел»)

Если есть какие-то варианты – предложи их («Но ты можешь придти ко мне в гости и поискать сам то, что тебе нужно»). Ты можешь спросить есть ли какие то еще варианты решения этой проблемы кроме твоей помощи («Как еще можно решить твою проблему?»)

Если просьба другого человека может нанести кому то вред или повредить тебе самому – откажись твердо, скажи «Нет!». В таких случаях можно не объяснять причин («Мне это не интересно», «Я этого делать не буду» и т. д.)

Приложение 3. Задания для игры

Попроси принести тебе пирожок из столовой. Ты поспорил (а) с друзьями, что именно этот человек сбегает тебе за пирожком.

Попроси принести тебе воды, так как ты не успеваешь поесть весь день и тебе нужна помощь.

Попроси зайти в класс химии. Ты знаешь, что там стоят старшеклассники, которые обрызгают водой первого, кто войдет. Тебе хочется посмеяться над этой ситуацией.

Попроси выйти из класса. Причина в том, что вы готовите сюрприз учителю в День рождения и хотите, чтобы кто-то предупредил когда учитель пойдет к ласу.

Попроси подежурить за тебя. У тебя болит голова и хочется посидеть в классе, где не так шумно.

Попроси убрать за тебя в классе. Тебе лень.

Попроси взять со стола дневник у одноклассницы. Вы с друзьями решили над ней посмеяться, но так чтобы она не поняла. Что это ваши проделки.

Попроси взаймы 10 рублей. У тебя не хватает на мороженное, но завтра ты вернешь.

Попроси купить подарок однокласснице. Тебе лень идти за ним.

Попроси купить подарок однокласснице – тебе не хочется тратить свои деньги.

Попроси принести тебе учебник из библиотеки. Тебе лень идти.

Попроси захватить тебе из дома учебник, он нужен для подготовки уроков.

Попроси узнать у одноклассника где он проводит выходные. Вы с друзьями хотите поздравить его в выходной день с Днем рождения, но так чтобы это было сюрпризом.

Попроси подложить записку однокласснику. Ты написал (а) там грубость и тебе не хочется, чтобы поняли, что это от тебя.

Попроси закрыть глаза. Ты хочешь мазнуть фломастером по носу и посмеяться.

Попроси дать воспользоваться компьютером. Твой сломался.

Попроси дать телефон позвонить. У тебя кончились деньги, а нужно срочно позвонить родителям.

Попроси дать на время телефон. Ты хочешь отослать смс с его телефона, чтобы подшутить над знакомым и поссорить их.

Попроси положить свои учебники в его (ее0 портфель. Тебе лень тащить их домой.

Попроси помочь донести твои вещи. У тебя кружится голова и тебе тяжело нести вещи.

Попроси нарисовать за тебя рисунок. Тебе лень.

Попроси полить за тебя цветы в классе. Тебе охота поиграть на перемене.

Попроси толкнуть одноклассника. Тебе хочется посмотреть драку.

Попроси сбегать за ватманом. Ты готовишь поздравление вашему учителю и не успеваешь вовремя.

Попроси позвонить однокласснику и сказать, что урок завтра отменяется. Тебе хочется посмеяться, но так как будто ты здесь ни при чем.

Попроси помочь напечатать текст на компьютере. Ты медленно печатаешь и тебе нужна помощь.

! Если ребят в классе больше, то нужно придумать недостающее количество ситуаций.

Публикации по теме:

Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Конспект урока по ритмике для учащихся 1–2 классов детских школ искусств «Цирк» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Детская школа искусств №7 имени М. М. Вернера».

Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.

Конспект внеурочного занятия для 1–3 классов «Здоровый образ жизни. Закаливание организма» ЗОЖ «Закаливание организма» Цели: создать условия для формирования одного из компонентов здорового образа жизни - навыка закаливания организма;.

Конспект воспитательного часа «Путешествие по Москве» для учащихся 1–5 классов с презентацией Представленный воспитательный час проводился в виде открытого мероприятия для учащихся школы-интерната 4 вида воспитателем Огурцовой И. В.

Конспект урока «Шрифтовая композиция». Для учащихся начальных классов ТЕМА УРОКА: «Шрифтовая композиция». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться Компоновать текст на листе Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: овладение навыками композиции.

Дифференциация букв в-ф. Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов учителя- логопеда Светлаковой Г. Г. Тема Логопедическая: Дифференциация букв.

Конспект занятия «Правила движения достойны уважения» для учащихся 1–2 классовКонспект занятия «Правила движения достойны уважения» для учащихся 1–2 классов Цель: способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Универсальные учебные действия: личностные: формирование.

Тренинг для учащихся 6 класса «Пойми себя» Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеурочного занятия с психологом «Мужество и трусость: что мы о них знаем?» для учащихся 5–6 классов
Опубликовано: 19 мая 2019 в 13:51
+61Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект внеурочного занятия с психологом «Мужество и трусость: что мы о них знаем?» для учащихся 5–6 классов» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Алыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД