Алина Нужина
Внеурочное занятие «Права и обязанности школьника» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»
КОНСПЕКТ
занятия по внеурочной деятельности
обучающейся 4 курса группы П-183
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах,
Нужиной Алины Дмитриевны
2021 год
Направление : общеинтеллектуальное.
Класс : 4 класс
Публикация «Внеурочное занятие „Права и обязанности школьника“ в 4 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема: «Права и обязанности школьника».
Цель: формирование у учащихся представления о правах и обязанностях школьника.
Задачи:
• Образовательная: содействовать пополнению знаний обучающихся о правах и обязанностях школьника;
• Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к обучению в школе;
• Развивающая: способствовать развитию воображения и фантазии обучающихся.
Метапредметные результаты (УУД)
1. Познавательные УУД
Способствовать формированию:
1. умения извлекать информацию из собственных знаний;
2. умения дополнять и расширять имеющиеся знания, представления о правах и обязанностях школьника.
2. Регулятивные УУД
Способствовать формированию:
1. способности понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2. умения осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;
3. умения планировать, контролировать, учебные действия
3. Коммуникативные УУД
Способствовать формированию:
1. умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
2. способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
4. Личностные УУД
Способствовать формированию:
1. мотивов, потребностей, привычек к сохранению здоровья их домашних животных;
2. умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
Применяемые технологии: технология сотрудничества, ИКТ-технология, игровая (соревновательный момент).
Оборудование: дидактические карточки, демонстрационный материал, компьютер, проектная аппаратура.
ЭТАПЫ Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Вступительный этап Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
-Что люди могут делать и чего не могут?
-Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас.
- Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент,
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней для любой страны – ребенок!
Сегодня на занятии, я предлагаю, вам отправится в увлекательное путешествие по стране прав и обязанностей, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Посмотрите внимательно на парты, у вас лежат маршрутные листы нашего путешествия, после каждой станции мы будем отмечать результаты в колонках «получилось /остались вопросы».
Слушают стихотворение, настраиваются на занятие.
Основной этап -Ребята, мы прибыли на первую станцию нашего путешествия, она называется «Вспомним необходимое»!
-Кто мне скажет, кто такой ребенок?
- Ребенок - это самое дорогое, что есть у ваших родителей, которые заботятся о вас. О вас заботится и государство. Во многих странах мира, в том числе и в России, отмечают праздники, посвященные детям.
- Кто знает, о каких праздниках я говорю?
-Мы с вами живем в России, которая является правовым государством.
- Кто объяснит, что это значит?
-Ребята, а знаете ли вы какие у вас права?
-Какими правами вы уже пользуетесь?
-Сегодня мы подробнее поговорим о правах и обязанностях детей. Кто догадался, какая будет тема у нашего занятия? А цель?
-Верно, мы с вами провторили необходимый материал, предлагаю отправиться дальше!
Предлагаю оценить свою деятельность на маршрутных листах.
- Следующая станция нашего путешествия «Узнаем новое».
- Кто из вас знает, что такое «Генеральная Ассамблея ООН» и какой основной документ она создала, связанный с детьми?
Посмотрите внимательно на слайд и прочтите текст, который прислал вам проводник нашего поезда.
(на слайде)
-Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. Конвенция-это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.
Знакомство с правами детей.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. На ваших партах лежат листы А4. Вашей задачей будет просмотреть видео-ролик и оформить права детей в рамочку, представленную на них. Выполнять данную работу, вы должны в парах.
-Кто мне назовет правила работы в парах?
(слайд с правилами работы в парах).
Верно, приступайте к работе.
(видео-ролик о правах детей)
- И так, кто готов представить, права ребенка, которые он записал?
- Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?
-Прочитаем несколько прав, которые имеет учащийся:
(слайд с правами учащихся).
-Но не стоит забывать, что кроме прав есть и обязанности. Статья 29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Как вы понимаете, что такое обязанности?
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.
-А какие обязанности есть у учащихся?
Учащийся обязан :
1. Считать урок неприкосновенным временем для получения знаний, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей.
2. Прилежно работать над расширением своих знаний, готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных дополнительных и внеклассных занятиях.
3. Действовать на благо школьного коллектива, заботиться об авторитете школы.
4. Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами.
5. Иметь хороший внешний вид - визитная карточка ученика.
6. Придерживаться правил общественного общежития: проявлять уважение к взрослым и одноклассникам; уважать свободу и достоинство другого человека; исправлять причиненный собой вред; не устраивать драки в школе и на её территории.
- Предлагаю вам поработать в группах и выполнить задание «Что права, а что обязанности?»
(Перед учащимися лежат разобранные цветы, на сердцевине одного написано «Права», другого – «Обязанности». На лепестках написаны либо права, либо обязанности. Задача детей правильно собрать цветы)
-Молодцы, ребята, вы отлично потрудились, теперь, я предлагаю вам оценить свою деятельность около 2 пункта в маршрутных листах.
-Мы с вами прибыли на заключительную станцию нашего путешествия «Закрепим» на данной станции я:
-Предлагаю вам проанализировать ситуации, которые лежат у вас на партах.
Читать данные ситуации вы должны «по ролям».
- Какие права были нарушены, о каких обязанностях забыли дети (читают по ролям)
1.-Артем, ты опять разрисовал парту в кабинете математике!
- А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом- рисованием
2. – Дима, ты почему во время урока бегал по классу?
- Ну и что? Я имею право на свободу перемещения
3. – Андрей, ты уже который понедельник не готов к чтению!
-Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых.
- Вы большие молодцы и справились со всеми заданиями нашего занятия!
- Оцените свою деятельность на маршрутных листах. Отвечают на вопросы учителя
Заключительный этап -Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик.
Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
-Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука.
(ситуации по нарушению прав и обязанностей на слайде)
-Наше занятие подходит к концу, предлагаю вам оценить свою деятельность и поставить себе оценку от 1 до 5, на строке «Общая оценка урока».
-Встаньте, те, кто поставил себе 5, 4, 3 и т. д. (если имеются ученики с низкими баллами, спрашиваю, почему они себя так оценили).
Приложение 1
Ситуации для этапа закрепления:
1. Вот в углу стоит мальчонка,
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
2. С мамой дети должны жить,
Плачет, надрывается.
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
3. Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
4. Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
5. Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
6. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
7. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Приложение 2
Лепестки цветка «Право» :
• Иметь фамилию, имя, отчество
• Иметь собственные игрушки
• Посещать кружки и секции
• Жить с родителями
• Иметь и высказывать свою точку зрения
• Отдыхать на перемене
Лепестки цветка «Обязанности» :
• Делать уроки
• Соблюдать дисциплину
• Заботиться о животных
• Посещать школу
• Помогать родителям
• Беречь школьное имущество