Якушина Анастасия
Конспект внеурочного занятия по занимательной математике в 3 классе «Шаг в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеурочное занятие: занимательная математика
УМК: Начальная школа XXI века
Тема: «Шаг в будущее»
Класс: 3
Форма: беседа с элементами математического конструирования.
Публикация «Конспект внеурочного занятия по занимательной математике в 3 классе „Шаг в будущее“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Математика, 3 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Цель: создать условия для расширения знаний и развития интереса к геометрическим фигурам в конструировании у младших школьников.
Ход занятия
МОТИВАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Давайте встанем в круг и начнем наше занятие. Вытянем руки и скажем «Начнём». Предлагаю вам разделиться на три группы.
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Но, чтобы понять куда, посмотрите на картинку и расскажите, о чем мы с вами будем говорить? Включается слайд 1. Вы правы! Тема нашего занятия «Шаг в будущее». Сегодня мы с вами отправимся в будущее. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться? Правильно, на машине времени. Включается слайд 2. Поэтому садитесь поудобнее, пристегните ремни и полетели!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Мы приземлились с вами в город будущего. Включается слайд 3. Посмотрите на здания и скажите: какие фигуры они вам напоминают? А вы бы хотели построить свои здания будущего? Чтобы нам построить здания нужны помощники.
А, чтобы узнать кто они, каждой группе нужно отгадать загадки:
1. В ворота его не закатишь как мяч.
И он за тобою не пустится вскачь.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожие, точно родные сестрёнки,
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это …
2. Нет углов у меня,
И похож на блюдце я.
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Вы подумайте, друзья,
И скажите, кто же я?
3. Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов – то тоже три.
- Что нужно повторить, чтобы построить здания будущего? Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на занятии? Какая будет цель нашего занятия? Какие ещё вы знаете геометрические фигуры? Какие виды фигур вы знаете? Какие фигуры относятся к плоскостным? Какие к объёмным?
- Включается слайд 4. Ребята, герои предлагают вам такой план. Но один пункт плана здесь лишний, найдите и уберите его:
1) Повторить названия и виды геометрических фигур
2) Читать стихотворения
3) Изучить новые фигуры
4) Играть в игру «Угадай фигуру»
5) Построить здания будущего
Включается слайд 5 без лишнего пункта.
- Правильно, мы не будем читать стихотворения.
- Ребята, Круг, Треугольник и Квадрат хотят нас познакомить со своими друзьями. Включается слайд 6. У их друзей очень интересные названия: тетраэдр, октаэдр, икосаэдр. Давайте познакомимся с ними поближе. Каждой группе даётся карточка с информацией о их фигуре. Дети изучают её и после один ребёнок из группы выходит и рассказывает о фигуре. Все вместе считаем грани на фигуре. На доску вывешиваются названия фигур каждой группы.
КАРТОЧКИ:
1. Тетраэдр – это многогранник, который является треугольной пирамидой. Слово «тетра» происходит от греческого слова четыре и «эдра» - основание. У него 4 вершины и 6 рёбер, а гранями являются 4 равносторонних треугольника. Он бывает разных видов: прямоугольным, каркасным, соразмерным, правильным. Самый известный тетраэдр в жизни – это здание город «Ноан». Он возвышается на 365 метров и включает в себя много квартир, три отеля, организации, культурные заведения, школу и больницу. И главная особенность этого здания, что оно держится на плаву.
2. Октаэдр – это многогранник, который является одним из пяти выпуклых многогранников. Слово «окта» происходит от греческого слова восемь и «эдра» - основание. У него 6 вершин и 12 рёбер. Он бывает двух видов: правильный и неправильный. В жизни многие природные кристаллы имеют форму октаэдра. Например, алмаз, флюорит, шпинель.
3. Икосаэдр – это правильный выпуклый многогранник, который состоит из 20 треугольников. Слово «икос» происходит от греческого слова двадцать и «эдра» - основание. У него 12 вершин и 30 рёбер. Существует два вида икосаэдров: выпуклый правильный и большой или звёздчатый. Икосаэдр может встретиться в живой природе. Например, вирус герпеса (лихорадка на губах). Мы этого увидеть не сможем, но с использованием микроскопа и увеличения в миллионы раз учёные определили, что он имеет форму икосаэдра)
- Вот мы и познакомились с вами с друзьями наших помощников.
ФИЗМИНУТКА
- Наши герои подустали, поэтому давайте проведем физ. минутку:
«Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели-встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Ребята, чтобы нам сделать здания, нужны же какие-то материалы? Поэтому Треугольник предлагает вам поиграть в игру Танграм. Вы знаете такую игру? (Если дети не знают, то танграм – это игра-головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры).
- Посмотрите на детали танграма. Какие геометрические фигуры здесь есть?
-Ребята, посмотрите, а вы знаете, что это за фигура? (параллелограмм) Напоминает ли она вам какую-нибудь геометрическую фигуру, которую вы знаете? Правильно, прямоугольник и параллелограмм – это четырёхугольники. Но главное их отличие друг от друга то, что у прямоугольника стороны находятся под прямыми углами, а у параллелограмма противоположные стороны попарно параллельны.
- Включается слайд 10. Для начала вам нужно собрать какого-нибудь животного, который есть на фотографии. Дети собирают фигуру из слайда. А теперь пофантазируйте и соберите своё животное.
- Какие вы молодцы, за вашу фантазию Треугольник вам даёт детали для будущего здания (даются треугольники).
- Ребята, Круг предлагает вам поиграть в игру «Угадай фигуру». Каждой группе даётся инструкция и 2 фигуры, которые им нужно изобразить. Остальные группы должны угадать их.
- Вы молодцы, справились с заданием Круга, за это он вам даёт детали (даются круги).
-Ребята, следующее задание нам предлагает выполнить Квадрат. Каждому из вас необходимо дорисовать рисунок по клеточкам.
Дети дорисовывают картинки по клеточкам.
-Какие вы молодцы, легко справились с заданием Квадрата, за что получаете детали (квадраты, прямоугольники).
- Вот мы и собрали детали для строительства будущих зданий. А теперь я предлагаю вам придумать и построить здания будущего.
Из ранее полученных деталей (квадратов, треугольников, прямоугольников, кругов) дети на бумаге в группах клеят свои здания будущего.
- Ребята, нам с вами пора возращаться домой. Включается слайд 11. Поэтому садитесь поудобнее, пристегнитесь и полетели.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Вот мы и дома в нашей любимой гимназии.
- Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Какая была наша цель? Выполнили мы её? С какими новыми фигурами вы сегодня познакомились? Что было самым интересным?
- Включается слайд 12. Ребята, посмотрите на слайд и закончите каждую фразу:
- Сегодня я узнал…
- Сегодня мы повторили…
- У меня хорошо получилось…
- Мне больше всего понравилось…
- Вы большие молодцы! Нам приятно было с вами работать. До новых встреч!